Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙО́РУБА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 295

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Алпатова (музыкальное творчество)

ЙО́РУБА, йо­ру­бо (са­мо­на­зва­ние – Yorùbа́), на­род на юго-за­па­де Ни­ге­рии (шта­ты Ква­ра, Ойо, Огун, Ла­гос, Ошун, Эки­ти, Он­до, Коги). Чис­лен­ность 27,6 млн. чел. Жи­вут так­же в Га­не (343 тыс. чел.), Бе­ни­не (на­го, ана­го; 181 тыс. чел.), То­го (83 тыс. чел.) и др. Кре­о­ли­зи­ро­ван­ные по­том­ки Й. в разл. стра­нах Зап. Аф­ри­ки час­то на­зы­ва­ют се­бя аку; жи­вут так­же в Ве­ли­ко­бри­та­нии (св. 20 тыс. чел.), США (ок. 1 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись) и др.; по­том­ки Й. жи­вут в стра­нах Лат. Аме­ри­ки (в Вест-Ин­дии их на­зы­ва­ют лу­ку­ми). Об­щая чис­лен­ность 28,5 млн. чел. (2007, оцен­ка). Под­раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: ифе, ойо, ид­же­ша, эки­ти, иг­бо­ми­на, ово, он­до, ид­же­бу, эг­ба, эг­ба­до. Го­во­рят на яз. йо­ру­ба. Св. 50% – хри­стиа­не (ан­гли­ка­не, ка­то­ли­ки, по­сле­до­ва­те­ли син­кре­тич. хри­сти­ан­ско-афр. Церк­вей), часть – му­суль­ма­не (в осн. сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Скульптура йоруба: 1–3 – маски общества Геледе. Раскрашенное дерево; 4 – фигурки близнецов ибеджи. Раскрашенное дерево (1–2 – Музей антропологии МГУ; 3–4 – ча...

Со 2-й пол. 1-го тыс. у Й. су­ще­ст­во­ва­ли ран­не­го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­ния (см. Йо­ру­ба го­су­дар­ст­ва). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки (см. в ст. Аф­ри­ка). Тра­диц. хо­зяй­ст­во – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (осн. куль­ту­ра – ямс). Жи­вот­но­вод­ст­во раз­ви­то сла­бо из-за рас­про­стра­не­ния му­хи це­це. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. охо­та, ре­мёс­ла, тор­гов­ля. Сель­ские по­се­ле­ния ли­ней­ной пла­ни­ров­ки. Усадь­ба, на­се­лён­ная боль­ше­се­мей­ной об­щи­ной (аг­бо­ле), вклю­ча­ет неск. до­мов для нук­ле­ар­ных се­мей. Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное с плет­нё­вы­ми или стол­бо­вы­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, сте­на­ми. Тра­диц. пи­ща – ка­ша из ям­са (фу­фу), за­ме­няю­щая хлеб, бо­бы, ку­ку­ру­за, ба­на­ны, ма­ни­ок, мя­со и ры­ба с ост­ры­ми спе­ция­ми, паль­мо­вое мас­ло и др. Из со­ка мас­лич­ной паль­мы при­го­тов­ля­ют ал­ко­голь­ный на­пи­ток (эму). Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. со­ци­аль­ная струк­ту­ра, тай­ные сою­зы, ин­сти­тут пра­ви­те­лей (оба), празд­ни­ки. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па. Сиб­лин­ги обо­зна­ча­ют­ся ли­бо об­щим тер­ми­ном без раз­ли­чия по по­лу и воз­ра­сту, ли­бо опи­са­тель­ны­ми кон­ст­рук­ция­ми с ука­за­ни­ем род­ст­ва по от­цу или по ма­те­ри. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный с эле­мен­та­ми би­ли­ней­но­сти. Брак за­пре­щён в пре­де­лах би­ла­те­раль­ной груп­пы род­ст­вен­ни­ков в пре­де­лах 3, у ид­же­бу и он­до – 5–6 по­ко­ле­ний. До сер. 19 в. иму­ще­ст­во муж­чи­ны пе­ре­хо­ди­ло по на­след­ст­ву его бра­ть­ям. В на­стоя­щее вре­мя иму­ще­ст­во, уна­сле­до­ван­ное от от­ца, пе­ре­хо­дит к бра­ть­ям, а иму­ще­ст­во, на­коп­лен­ное муж­чи­ной са­мим, де­ли­тся меж­ду деть­ми. Иму­ще­ст­во жен­щи­ны на­сле­ду­ет­ся толь­ко деть­ми. По­сле смер­ти муж­чи­ны уп­рав­ле­ние его иму­ще­ст­вом пе­ре­хо­дит к стар­ше­му сы­ну, же­на с ос­таль­ны­ми деть­ми воз­вра­ща­ет­ся в дом сво­их ро­ди­те­лей.

Ритуальный костюм тайного союза Эгунгун.

Йо­руб­ский пан­те­он воз­глав­ля­ет­ся вер­хов­ным бо­же­ст­вом Оло­ру­ном (Хо­зя­ин Не­ба), или Олу­ду­ма­ре; вклю­ча­ет от 201 до 401 бо­же­ст­ва (ори­ша): по­кро­ви­те­ли сти­хий, бо­же­ст­ва гро­ма (Шан­го), солн­ца (Орун), лу­ны (Ошу), вой­ны и же­ле­за (Огун), судь­бы (Орун­ми­ла), вра­че­ва­ния (Осанъ­ин), про­ри­ца­ния (Ифа), охо­ты (Ошо­си), зем­ле­де­лия (Ори­ша Око), трик­сте­ра Эшу (по­сред­ни­ка меж­ду ори­ша и людь­ми, по­кро­ви­те­ля пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, про­вод­ни­ка душ в цар­ст­во мёрт­вых и т. п.) и др.; ве­ри­ли в ведьм (ад­же). Вы­де­ля­ют­ся ми­фы о тво­ре­нии Оло­ру­ном де­ми­ур­га Оба­та­ла, соз­дав­ше­го пер­вых муж­чи­ну и жен­щи­ну, ори­ша и т. п.; об Оду­ду­ва – пер­во­пред­ке и ца­ре-ос­но­ва­те­ле Ифе (по не­ко­то­рым ми­фам, он так­же соз­да­тель ми­ра, ино­гда вы­сту­па­ет в жен­ском об­ли­ке); этио­ло­гич. и ис­то­рич. пре­да­ния (рас­ска­зы­ва­ют­ся под муз. ак­ком­па­не­мент), сказ­ки о жи­вот­ных и др. Раз­ви­та прак­ти­ка га­да­ний (ифа). Ка­лен­дар­ные празд­ни­ки – еже­год­ные ини­циа­ции маль­чи­ков (в мар­те) и де­во­чек (в ию­не), муж­ские це­ре­мо­нии куль­та пред­ков (Ади­муо­ри­ша, Оро, Эгун­гун), празд­ник уро­жая ям­са (Ока; в ию­ле); Но­вый год от­ме­ча­ет­ся в на­ча­ле ию­ня. Ре­ли­гия Й. лег­ла в ос­но­ву син­кре­тич. куль­тов в Аф­ри­ке и Аме­ри­ке (сан­те­рия в Вест-Ин­дии, кан­домб­ле в Бра­зи­лии и др.).

Раз­ви­то ин­ст­ру­мен­таль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние, в т. ч. на двух­сто­рон­них ба­ра­ба­нах в фор­ме пе­соч­ных ча­сов (дун­дун); др. ви­ды ба­ра­ба­нов: од­но­сто­рон­ний – в фор­ме пе­соч­ных ча­сов (ко­со), двух­сто­рон­ние – ко­ни­че­ский (ба­та), ци­лин­д­ри­че­ский (бем­бе); ис­поль­зу­ют­ся на­бо­ры ба­ра­ба­нов (са­ка­ра, орун­са). В ан­самб­лях к ним мо­гут до­бав­лять­ся ме­тал­лич. ко­ло­кол (аго­го), ла­мел­ла­фон (аги­диг­бо), му­зы­каль­ный лук (год­же), по­гре­муш­ка из вы­су­шен­ной ты­к­вы (се­ке­ре, ад­же оба). Для за­по­ми­на­ния рит­мо­ин­то­на­ци­он­ных фор­мул ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся сис­те­ма сло­гов. В во­каль­ной му­зы­ке вы­де­ля­ет­ся рес­пон­сор­ное пе­ние (орин). Рас­про­стра­не­ны хва­леб­ные во­каль­но-ре­че­вые жан­ры: свя­щен­ные по­хва­лы-про­ро­че­ст­ва (ий­е­ре), по­хва­лы охот­ни­кам (ид­жа­ла), шу­точ­ные по­хва­лы (иви), по­хва­лы по раз­ным по­во­дам (ра­ра). С нач. 20 в. хва­леб­ные скан­ди­ро­ва­ния и пес­ни ис­пол­ня­ют­ся с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем. Под влия­ни­ем зап. куль­ту­ры раз­ви­лась гор. по­пу­ляр­ная му­зы­ка, напр. джуд­жу (ги­та­ра, гар­мо­ни­ка со­еди­ня­ют­ся с тра­диц. муз. ин­ст­ру­мен­та­ми). В 1940-е гг. поя­ви­лись муз. дра­мы на ис­то­рич. сю­же­ты, опи­раю­щие­ся на тра­диц. му­зы­ку (сре­ди ве­ду­щих ав­то­ров – Г. Огун­де, К. Огун­мо­ла, Д. Ла­ди­по).

Де­ре­вян­ная и брон­зо­вая скульп­ту­ра вос­хо­дит к тра­ди­ции иск-ва Ифе; от­ли­ча­ет­ся реа­ли­стич. трак­тов­кой и пла­стич. мо­де­ли­ров­кой, под­тре­уголь­ной фор­мой глаз, ко­рот­ким го­ри­зон­таль­но сре­зан­ным но­сом, вы­тя­ну­ты­ми впе­рёд гу­ба­ми и др. Ха­рак­тер­ны пар­ные (муж­ская и жен­ская) фи­гур­ки с ост­ри­ём вни­зу (эдан); фи­гур­ки близ­не­цов (ибед­жи), бо­жеств: Эшу (на двер­ных рель­е­фах, стол­бах, под­дер­жи­ваю­щих кров­лю, ба­ра­ба­нах и др.), Шан­го (обыч­но в ви­де всад­ни­ка на ко­не) и его жриц (на­вер­шия жез­лов в ви­де ко­ле­но­пре­кло­нён­ных фи­гур, час­то с ча­шей или ре­бён­ком на ру­ках или за спи­ной, с го­лов­ным убо­ром в фор­ме двой­но­го то­по­ра и т. д.); мас­ки-шле­мы тай­но­го сою­за Эпа с мно­го­фи­гур­ным на­вер­ши­ем (выс. до 0,5 м); мас­ки тай­но­го сою­за Эгун­гун (аг­бе­гид­жо) из рас­тит. во­ло­кон, перь­ев, ра­ко­вин на де­ре­вян­ном или пле­тё­ном кар­ка­се; го­ло­вы ба­ра­на или че­ло­ве­че­ские с ба­рань­и­ми ро­га­ми (свя­за­ны с празд­ни­ком уро­жая Ока); ри­ту­аль­ные под­но­сы (опон ифа), мо­ло­точ­ки (иро­ке), со­су­ды с мно­го­фи­гур­ной скульп­ту­рой; рель­е­фы с изо­бра­же­ни­ем бы­то­вых и ми­фо­ло­гич. сцен и др.

Мно­гие Й. жи­вут в го­ро­дах, име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние (круп­ней­шие ун-ты Ни­ге­рии на­хо­дят­ся в Ла­го­се, Иба­да­не и Ифе). С 1930-х гг. раз­ви­ва­ет­ся ху­дож. лит-ра и проф. ис­кус­ст­во. Из Й. наи­бо­лее из­вест­ны – но­бе­лев­ский лау­ре­ат в об­лас­ти лит-ры В. Шой­ин­ка, учё­ные-гу­ма­ни­та­рии С. О. Био­ба­ку, Дж. Ф. Ад­жайи, О. Елуй­е­ми, В. Абим­бо­ла и др. Й. иг­ра­ют важ­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни Ни­ге­рии, со­став­ляя эт­нич. ос­но­ву пар­тий и ор­га­ни­за­ций; в ча­ст­но­сти, к Й. при­над­ле­жат пре­зи­дент Ни­ге­рии О. Оба­са­нд­жо (1976–79, 1999–2007) и «вре­мен­ный пре­зи­дент» Э. Шо­не­кан (1993). В ди­ас­по­ре (США и др.) про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли йо­ру­ба.

Лит.: Fagg W. De l’art des Yoruba // L’art nègre. P., 1966; Ojo G. JA. Yoruba culture: a geographical analysis. L., 1967; Bas­com W. The Yoruba of Southwestern Nigeria. N. Y., 1969; Farrow St. S. Faith, fancies and fetich, or Yoruba paganism. N. Y., 1969; Гри­го­ро­вич Н. Е. Тра­ди­ци­он­ная скуль­п­ту­ра йору­бов. М., 1977; Drewal M. Th. Yoruba ritual: perfor­mers, play, agency. Bloo­mington, 1992; Ко­ча­ко­ва Н. Б. Свя­щен­ный Иле-Ифе: идеа­ли­зи­ро­ван­ный об­раз и ис­то­ри­че­ская ре­аль­ность. М., 2007.

Вернуться к началу