Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИФУГА́О

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 245

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Станюкович

ИФУГА́О (са­мо­на­зва­ние ifugaw/ipugo – жи­ву­щие на зем­ле/в го­рах), один из фи­лип­пин­ских гор­ных на­ро­дов на се­ве­ре о. Лу­сон (пров. Ифу­гао, адм. р-н Кор­диль­е­ра). Жи­вут так­же в про­вин­ци­ях Ки­ри­но, Иса­бе­ла, Ну­эва-Вис­кая. Де­лят­ся на груп­пы: ту­ва­ли (букв. – на­стоя­щий, ис­тин­ный), или ки­ан­ган (34 тыс. чел. – 2007, оцен­ка); ба­тад, или ай­ан­ган (65 тыс. чел.); маяо­яо (47 тыс. чел.); ам­га­над (св. 30 тыс. чел.); кал­ла­хан (св. 30 тыс. чел.). Диа­лект и куль­ту­ра ту­ва­ли счи­та­ют­ся эта­лон­ны­ми. Го­во­рят на яз. ифу­гао центр.-кор­диль­ер­ской груп­пы, кал­ла­хан – на яз. юж.-кор­диль­ер­ской груп­пы сев.-лу­сон­ской вет­ви фи­лип­пин­ских язы­ков. Пись­мен­ность на лат. ос­но­ве; на яз. ту­ва­ли ве­дёт­ся школь­ное обу­че­ние, на яз. ам­га­над – ра­дио­пе­ре­да­чи. Боль­шин­ст­во го­во­рит так­же на ило­кан­ском яз., стар­шее по­ко­ле­ние – на англ. яз., с нач. 21 в. сре­ди мо­ло­дё­жи рас­про­стра­нён та­галь­ский яз. (его пре­по­да­ют в шко­ле). В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, есть не­боль­шое чис­ло хри­сти­ан (с кон. 19 в. рас­про­стра­ня­ет­ся ка­то­ли­цизм, в 20 в. – про­тес­тан­тизм, фи­лип­пин­ские син­кре­ти­чес­кие куль­ты, Цер­ковь Хри­ста, сви­де­те­ли Иего­вы и др.).

Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с сер. 18 в. По­пыт­ки хри­стиа­ни­за­ции и пе­ре­се­ле­ния на рав­ни­ну выз­ва­ли со­про­тив­ле­ние И. В нач. 20 в. со­труд­ни­ча­ли с аме­ри­кан­ца­ми; то­гда же сре­ди И. рас­про­стра­нил­ся англ. яз., бы­ла прекращена прак­ти­ка охо­ты за го­ло­ва­ми, во­зоб­нов­лён­ная во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны. В пе­ри­од дик­та­ту­ры Ф. Мар­ко­са И. под­дер­жи­ва­ли пов­стан­цев-мао­и­стов хук (в ча­ст­но­сти, их со­вме­ст­ны­ми дей­ст­вия­ми бы­ло пре­дот­вра­ще­но строи­тель­ст­во пло­ти­ны на р. Аг­но и за­то­п­ле­ние тер­ри­то­рии И.).

Ифугао. Домотканая юбка. Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург).

Осн. за­ня­тие – по­лив­ное ри­со­сея­ние (в р-не Си­ли­пан су­хо­доль­ное); вы­ра­щи­ва­ют так­же та­ро, ба­на­ны, с 17–18 вв. – ка­мо­те (слад­кий кар­то­фель), чай­от, ма­ни­ок, ко­фе, та­бак, ана­на­сы, с 20 в. – бо­бы на про­да­жу, ка­пус­ту. И. зна­ме­ни­ты как соз­да­те­ли древ­ней сис­те­мы тер­рас­но­го зем­ле­де­лия, оро­ше­ния и дре­на­жа ри­со­вых по­лей: ри­со­вые тер­ра­сы Бе­науэ (не позд­нее на­ча­ла н. э.) вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Раз­во­дят сви­ней, кур, на ри­со­вых по­лях – ры­бу; буй­во­лов по­ку­па­ют на рав­ни­нах для жерт­во­при­но­ше­ний. До 20 в. бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на охо­та (в т. ч. за­гон­ная с со­ба­ка­ми) на ди­ких сви­ней, оле­ней, ци­вет, с се­тя­ми – на ле­ту­чих мы­шей, с ло­вуш­ка­ми – на птиц. Осн. пи­ща – рис, ка­мо­те, жа­ре­ные по­бе­ги; 80% бел­ко­вой пи­щи со­став­ля­ли съе­доб­ные улит­ки; ели так­же са­ран­чу, тер­ми­тов и др. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву, пле­те­ние из бам­бу­ка и ро­тан­га, со­хра­ня­ет­ся куз­неч­ное ре­мес­ло (у муж­чин), тка­че­ст­во из хлоп­ка на на­спин­ном стан­ке (у жен­щин; рас­про­стра­не­на тех­ни­ка икат, вы­шив­ка); гон­чар­ст­во ут­ра­че­но.

Фото М. В. Станюкович Ифугао. Похоронная процессия движется по бровкам рисовых полей к месту захоронения. Деревня Анао (муниципалитет Хингйон, провинция Ифугао), 1995.

Тра­диц. об­ще­ст­во ран­го­вое; выс­ший ранг (ка­дангь­янг) при­об­ре­тал­ся об­ла­да­те­ля­ми унас­ле­до­ван­но­го бо­гат­ст­ва (ис­чис­ляв­ше­го­ся в ри­со­вых по­лях, ки­тай­ских кув­ши­нах, брон­зо­вых гон­гах и ага­то­вых оже­рель­ях) и на ос­но­ве лич­ных ка­честв – во­ин­ской доб­ле­сти (охо­та за го­ло­ва­ми), ора­тор­ско­го иск-ва, ди­пло­ма­тич. спо­соб­но­стей (функ­ции по­сред­ни­ков при кон­флик­тах), удач­ли­во­сти (об­ла­да­ние ма­ной). Жен­щи­ны дос­ти­га­ли выс­ших ран­гов не­за­ви­си­мо от муж­чин. Пре­тен­дент(ка) уст­раи­вал(а) се­рию пре­стиж­ных празд­ни­ков ти­па по­тла­ча, за­вер­шав­шую­ся ус­та­нов­ле­ни­ем под до­мом мас­сив­ной «ска­мьи для от­ды­ха» (ха­га­би, ка­ма­ли­га) из ство­ла крас­но­го де­ре­ва с кон­ца­ми в ви­де зоо­морф­ных фи­гур. Не име­ли на­доб­щин­ных вла­ст­ных струк­тур. Де­ти про­стых об­щин­ни­ков (на­вот­вот, на­ту­мок) с 5–6 лет но­че­ва­ли в до­мах мо­ло­дё­жи (ага­манг), поль­зо­ва­лись до­б­рач­ной по­ло­вой сво­бо­дой; в жен­ских ага­ман­гах не­же­на­тая мо­ло­дёжь прак­ти­ко­ва­ла проб­ные бра­ки, по­сле ро­ж­де­ния ре­бён­ка со­вер­ша­лись брач­ные це­ре­мо­нии и па­ра от­се­ля­лась в отд. дом. Для де­тей пред­ста­ви­те­лей выс­ше­го ран­га прак­ти­ко­вал­ся ко­лы­бель­ный сго­вор. Су­ще­ст­во­ва­ла стро­гая мо­но­га­мия при от­но­си­тель­но лёг­ком раз­во­де. Иму­ще­ст­во суп­ру­гов ос­та­ва­лось раз­дель­ным; тра­ди­ци­он­но пер­вые 2 ре­бён­ка по­лу­ча­ли всю на­следств. соб­ст­вен­ность ро­ди­те­лей (дом по­лу­ча­ла стар­шая дочь), 3-й – со­вме­ст­но на­жи­тую, ос­таль­ные – ни­че­го. Ро­ди­те­лей, от­дав­ших всю соб­ст­вен­ность стар­шим де­тям, на­след­ни­ки обес­пе­чи­ва­ли жи­вот­ны­ми для жерт­во­при­но­ше­ний. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Са­краль­ный центр И. – му­ни­ци­па­ли­тет Ки­ан­ган. И. – соз­да­те­ли слож­ней­шей по­ли­теи­стич. сис­те­мы с сот­ня­ми клас­сов бо­гов, бо­га­тей­шей ми­фо­ло­гии (о по­то­пе, про­ис­хо­ж­де­нии куль­тур­ных рас­те­ний, ссо­ре Солн­ца и Лу­ны и т. п.) и уни­каль­но­го жен­ско­го (ис­пол­ня­ет­ся жен­щи­на­ми и для жен­щин) ге­ро­ич. эпо­са худ­худ (в 2001 объ­яв­лен ЮНЕСКО куль­тур­ным до­стоя­ни­ем че­ло­ве­чест­ва). Осн. сю­жет: ге­рой от­прав­ля­ет­ся на охо­ту за го­ло­ва­ми и в ре­зуль­та­те до­бы­ва­ет же­ну, опи­сы­ва­ют­ся 3 бит­вы, не со­про­во­ж­даю­щие­ся кро­во­про­ли­ти­ем и за­вер­шаю­щие­ся же­нить­бой про­тив­ни­ков на сё­ст­рах друг дру­га. Худ­худ ис­пол­ня­ют на по­лях во вре­мя жат­вы ри­са и во вре­мя по­гре­баль­ных об­ря­дов (ноч­ных бде­ний при по­кой­ни­ке, умер­шем ес­теств. смер­тью в пре­клон­ном воз­рас­те, и при вто­рич­ном по­гре­бе­нии; ме­ста­ми фор­ма худ­ху­да со­еди­ня­ет­ся с со­дер­жа­ни­ем за­упо­кой­ной мес­сы, во вре­мя ис­пол­не­ния дух по­кой­но­го все­ля­ет­ся в од­но­го из при­сут­ст­вую­щих и че­рез не­го го­во­рит с род­ст­вен­ни­ка­ми). Из др. жан­ров – час­туш­ки (лив­ли­ва), пес­ни, сказ­ки и др. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – пло­с­кие брон­зо­вые гон­ги, де­ре­вян­ные би­ла, ба­ра­ба­ны, флей­ты, вар­га­ны, бам­бу­ко­вые тре­щот­ки, хор­до­фо­ны (из бам­бу­ка и ро­тан­га). Ос­но­ва тра­диц. тан­ца – ими­та­ция муж­чи­на­ми дви­же­ний пе­ту­хов, жен­щи­на­ми – кур.

Совр. И. за­се­ля­ют лес­ные уго­дья в Сьер­ра-Мад­ре, при­над­ле­жав­шие нег­ри­то, по­ку­па­ют ри­со­вые по­ля в со­сед­них про­вин­ци­ях, ра­бо­та­ют в Ма­ни­ле, жен­щи­ны уез­жа­ют на за­ра­бот­ки в Сян­ган, Ко­рею, Син­га­пур, муж­чи­ны – в ОАЭ, Ав­ст­ра­лию. Име­ют вы­со­кий уро­вень об­ра­зо­ва­ния, сре­ди И. есть учи­те­ля, свя­щен­ни­ки, тор­гов­цы, по­ли­цей­ские, выс­шие офи­це­ры.

Лит.: Villaverde J. Supersticiones de los Igor­ro­tes Ifugaos // El Correo Sino-Annamita. 1912. Vol. 38; Barton R. F. The Religion of the Ifu­gaos. [Menasha], 1946; idem. The mythology of the If­ugaos. Phil., 1955; idem. Ifugao law. Berk.; L., 1969; Lambrecht Fr. The hudhud of Dinulawan and Bugan at Gonhadan // Saint Louis Quarterly. 1967. Vol. 5. № 3–4; Conklin H. C. Ethnographic atlas of Ifugao. A study of environment, culture, and society in Nothern Luzon. New Haven; L., 1980; Ста­ню­ко­вич М. В. Со­циа­ли­за­ция де­тей и под­рост­ков у ифу­гао (Фи­лип­пи­ны) // Эт­но­гра­фия дет­ст­ва. Тра­ди­ци­он­ные фор­мы во­спи­та­ния де­тей и под­рост­ков у на­ро­дов Во­сточ­ной и Юго-Во­сточ­ной Азии. М., 1983; она же. Охо­та за го­ло­ва­ми у ифу­гао: Прак­ти­ка и ри­ту­ал (по ма­те­риа­лам на­ча­ла XX в.) // Мак­ла­ев­ские чте­ния 1995–1997 гг. СПб., 1997; Stanyukovich M. V. Peacemaking ideology in a headhunting society: Hudhud, women’s epic of the Ifugao // Hunters and gatherers in the modern world. N. Y.; Oxf., 2000; Dulawan L. S. Ifugao: cul­ture and history. Manila, 2001.

Вернуться к началу