Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА («шко­ла Боа­са»), об­щее на­зва­ние на­уч­ных на­прав­ле­ний, гос­под­ство­вав­ших в амер. куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии с кон. 19 в. по 1940-е гг. Опи­ра­лась на тео­ре­тич. на­сле­дие Ф. Боа­са, во гла­ве разл. на­прав­ле­ний И. ш. бы­ли его уче­ни­ки. Фи­лос. ос­но­ву И. ш. со­став­ля­ло нео­кан­ти­ан­ское де­ле­ние на­ук на «ес­те­ст­вен­ные», изу­чаю­щие яв­ле­ния, под­вер­жен­ные воз­дей­ст­вию об­щих за­ко­нов, и «ис­то­ри­че­ские», имею­щие де­ло с фе­но­ме­на­ми, пред­став­ляю­щи­ми со­бой от­дель­ные, внут­рен­не не свя­зан­ные друг с дру­гом сущ­но­сти и фак­ты. От­но­ше­ние к куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии как к нау­ке «ис­то­ри­че­ской» (обу­слов­лен­ное так­же ре­ак­ци­ей на ог­ра­ни­чен­ность и край­но­сти гос­под­ство­вав­ше­го ра­нее од­но­ли­ней­но­го эво­лю­цио­низ­ма) оп­ре­де­ли­ло важ­ней­шие чер­ты И. ш.: прин­ци­пи­аль­ный от­каз от ши­ро­ких тео­ре­тич. обоб­ще­ний, от рас­смот­ре­ния куль­тур в со­цио­и­сто­ри­че­ской ди­на­ми­ке, ре­ля­ти­визм как при­зна­ние уни­каль­но­сти и са­мо­цен­но­сти ка­ж­дой куль­ту­ры, а по­то­му бес­смыс­лен­но­сти по­пы­ток их срав­не­ния как яко­бы бо­лее и ме­нее «вы­со­ких», опо­ра на по­ле­вой ма­те­ри­ал как на без­ус­лов­ный фун­да­мент на­уч. ра­бо­ты (в тру­дах Р. Лоуи, А. Голь­ден­вей­зе­ра, М. Дж. Херс­ко­ви­ца, П. Ра­ди­на и др.). Гл. те­че­ния И. ш. – «шко­ла куль­тур­ных ареа­лов» (А. Л. Крё­бер, К. Уисс­лер и др.), куль­тур­ный ре­ля­ти­визм Хер­ско­ви­ца, эт­но­пси­хо­ло­ги­че­ская шко­ла («шко­ла ис­сле­до­ва­ний куль­ту­ры и лич­но­сти» – Р. Ф. Бе­не­дикт, М. Мид и др.). На ос­но­ва­нии бли­зо­сти фи­лос. ос­нов и ан­ти­эво­лю­цио­ни­ст­ско­го па­фо­са в И. ш. ино­гда вклю­ча­ют­ся так­же ев­роп. на­прав­ле­ния ан­тро­по­ло­гии пер­вых де­ся­ти­ле­тий 20 в. (диф­фу­зио­низм, струк­ту­ра­лизм).

Лит.: The Golden age of American anthropolo­gy / Ed. M. Mead, R. Bunzel. N. Y., 1960; Чес­нов Я. В. Тео­рия «куль­тур­ных об­лас­тей» в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии // Кон­цеп­ции за­ру­беж­ной эт­но­ло­гии. М., 1976; Авер­кие­ва Ю. П. Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской мыс­ли в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии. М., 1979; A Franz Boas reader: shaping of american anthropology, 1883–1911 / Ed. G. W. Stocking, jr. Chi.; L., 1989; Volks­geist as method and ethic: Essays on Boasian ethnography and the German anthropological tradition / Ed. G. W. Stocking, jr. Madison, 1996; Бе­лик А. А. Куль­ту­ра и лич­ность. Пси­хо­ло­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия. Эт­ноп­си­хо­ло­гия. Пси­хо­ло­гия ре­ли­гии. М., 2001.

Вернуться к началу