Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСПА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 81

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Кожановский, Н. Н. Садомская

ИСПА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – español, мн. ч. españoles), на­род, осн. на­се­ле­ние Ис­па­нии (св. 40 млн. чел.). Св. 10 млн. чел. кас­тиль­цев, ле­он­цев и жи­те­лей сто­лич­но­го ре­гио­на про­жи­ва­ют в Центр. Ис­па­нии; св. 2 млн. чел. бас­ков, св. 2 млн. чел. га­ли­сий­цев, св. 1 млн. чел. ас­ту­рий­цев, св. 500 тыс. чел. кан­таб­рий­цев и ок. 600  тыс. чел. на­варр­цев – в Сев. Ис­па­нии; св. 7 млн. чел. ка­та­лон­цев, св. 4 млн. чел. ва­лен­сий­цев, св. 1 млн. чел. ара­гон­цев, св. 1 млн. чел. мур­сий­цев и ок. 1 млн. чел. ба­ле­ар­цев – в Вост. Ис­па­нии; св. 7 млн. чел. ан­да­лу­сий­цев, св. 1 млн. чел. эс­т­ре­ма­дур­цев – в Юж. Испании; ок. 2 млн. чел. ка­нар­цев, 75,9 тыс. жит. Се­уты и 66,9 тыс. жит. Ме­лильи (оцен­ка по му­ни­ци­паль­ным пе­ре­пи­сям 2006). В со­ста­ве И. 626 тыс. цы­ган и 250 тыс. ев­ре­ев, в осн. се­фар­дов (2007, оцен­ка). Жи­вут так­же в стра­нах Ев­ро­пы (в Гер­ма­нии – св. 500 тыс. чел., Фран­ции – св. 200 тыс. чел., Швей­ца­рии – св. 140 тыс. чел., Пор­ту­га­лии – ок. 60 тыс. чел., Ита­лии – ок. 60 тыс. чел., и др.), Лат. Аме­ри­ки (Ар­ген­ти­не – 1,4 млн. чел., в т. ч. 670 тыс. га­ли­сий­цев и 180 тыс. ка­та­лон­цев; Мек­си­ке – 440 тыс. чел., Бра­зи­лии – 233 тыс. чел., и др.) и Сев. Аме­ри­ки (США – 300 тыс. чел. ука­зы­ва­ют сво­их пред­ков как Spa­ni­ard и 2,2 млн. чел. – как Spa­nish; 2000, пе­ре­пись; в Ка­на­де – 66,5 тыс. чел. исп. про­ис­хо­ж­де­ния – 2001, пе­ре­пись), Ав­ст­ра­лии (79 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность ок. 50 млн. чел. Го­во­рят на ис­пан­ском язы­ке; ка­та­лон­цы, ва­лен­сий­цы, ба­ле­ар­цы и часть жи­те­лей Ара­го­на – на ка­та­лан­ском язы­ке; га­лисий­цы и жи­те­ли при­ле­гаю­щих к Га­ли­сии рай­онов Ас­ту­рии и Ле­о­на – на гали­сий­ском язы­ке; бас­ки и часть на­варрцев – на ба­ск­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки.

И. при­ня­то на­зы­вать всех ко­рен­ных жи­те­лей Ис­па­нии. Вме­сте с тем у И. раз­ви­то ре­гио­наль­ное са­мо­соз­на­ние, ино­гда с силь­ны­ми се­па­ра­ти­ст­ски­ми тен­ден­ция­ми (осо­бен­но у бас­ков). В 1970–80-е гг. все 17 ис­то­рич. об­лас­тей (ре­гио­нов) Ис­па­нии по­лу­чи­ли ав­то­но­мию, при этом кон­сти­ту­ция пре­дос­тав­ля­ет пра­во ка­ж­до­му ре­гио­ну по его же­ла­нию обо­зна­чить се­бя как «на­цио­наль­ность», что не оз­на­ча­ет ни ка­ко­го-то осо­бо­го ста­ту­са, ни при­зна­ния дан­но­го ре­гио­на ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем осо­бой «эт­ни­че­ской общ­но­сти»; «на­цио­наль­но­стя­ми»(nacionalidades) про­воз­гла­си­ли се­бя Стра­на Бас­ков, Ка­та­ло­ния, Ан­да­лу­сия, Ка­нар­ские о-ва, Ва­лен­сия, Га­ли­сия, Ара­гон. С 1960-х гг. воз­ро­ж­да­ют­ся ме­ст­ные диа­лек­ты, пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки вы­ра­бот­ки их лит. нор­мы (у ара­гон­цев, эс­т­ре­ма­дур­цев, ас­ту­рий­цев и др.).

Древ­ней­ши­ми ис­то­ри­че­ски из­вест­ны­ми на­ро­да­ми на тер­ри­то­рии Ис­па­нии бы­ли ибе­ры и кель­ты (кель­ти­бе­ры), гре­ки, фи­ни­кий­цы, кар­фа­ге­ня­не и др. Рим­ское гос­под­ство (2 в. до н. э. – 5 в. н. э.) при­ве­ло к ро­ма­ни­за­ции оби­та­те­лей Ис­па­нии (ис­клю­чая жи­те­лей не­ко­то­рых се­вер­ных рай­онов). В пер­вые ве­ка н. э. в со­став на­се­ле­ния Ис­па­нии вли­ва­ют­ся ев­реи, в 5 в. – гер­ман­цы (в осн. вест­го­ты), с 8 в. – ара­бы и бер­бе­ры. На фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го са­мо­соз­на­ния И. ока­за­ли влия­ние Ре­кон­ки­ста и об­ра­зо­ва­ние Исп. ко­ро­лев­ст­ва в 1479. С 16 в. И. участ­во­ва­ли в фор­ми­ро­ва­нии лат.-амер. на­ро­дов. С кон. 20 в. Ис­па­ния из стра­ны эмиг­ра­ции пре­вра­ща­ет­ся в стра­ну мас­со­вой им­ми­гра­ции, гл. обр. из Лат. Аме­ри­ки, Сев. Аф­ри­ки, Азии и Вост. Ев­ро­пы.

Ис­то­рич. об­лас­ти кон­ти­нен­таль­ной Ис­па­нии объ­е­ди­ня­ют­ся в неск. эт­но­гра­фич. ареа­лов: Се­вер (Га­ли­сия, Ас­ту­рия, Кан­таб­рия, Стра­на Бас­ков, На­вар­ра); Вос­ток (Ка­та­ло­ния, Ва­лен­сия, Ара­гон, Мур­сия); Центр (Кас­ти­лия-Ле­он, Кас­ти­лия-Ла-Ман­ча, се­вер Эс­т­ре­ма­ду­ры и об­ласть Мад­ри­да); Юг (Ан­да­лу­сия и юг Эс­т­ре­ма­ду­ры). Вы­де­ля­ют­ся мел­кие, в про­шлом обо­соб­лен­ные эт­но­гра­фич. груп­пы – ма­ра­га­тос в Ле­о­не, пась­е­гос в гор­ной Кан­таб­рии, ба­кей­рос де аль­сада в зап. Ас­ту­рии, аго­тес в На­вар­ре, нег­рос в Уэль­ве, шу­эты (чу­этас) на о. Маль­ор­ка и др.

Фото В. А. Шнирельмана Хранилище для кукурузы. Галисия.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие. Пше­ни­ца рас­про­стра­не­на в осн. на бо­гар­ных зем­лях Центр. Ис­па­нии, Ара­го­на и Ан­да­лу­сии, рожь – в Га­ли­сии, бо­бо­вые – в Ан­да­лу­сии и Эс­т­ре­ма­ду­ре, за­лив­ной рис – в ни­зовь­ях Эб­ро, про­вин­ции Мур­сия и Ба­да­хос, ку­ку­ру­за – на се­ве­ре, а так­же на оро­шае­мых зем­лях Ара­го­на, Ка­та­ло­нии, Мур­сии и Ан­да­лу­сии, кар­то­фель – в при­бреж­ных рай­онах Га­ли­сии, Ас­ту­рии и Стра­ны Бас­ков; ви­но­гра­дар­ст­во осо­бен­но раз­ви­то в Ка­та­ло­нии, Кас­ти­лии-Ла-Ман­че, Ла-Рио­хе и Ан­да­лу­сии (все­мир­но из­вест­ны ан­да­лус­ские ви­на – ма­ла­га, хе­рес, амон­тиль­ядо, ман­са­ни­лья и др.), воз­де­лы­ва­ние оли­вок – в Ан­да­лу­сии и на Ба­ле­ар­ских о-вах, цит­ру­со­вых – в Ва­лен­сии, мин­да­ля – на вос­то­ке и юго-вос­то­ке и на Ба­ле­ар­ских о-вах (Ис­па­ния – один из круп­ней­ших в ми­ре экс­пор­тё­ров ви­на, оли­вок и олив­ко­во­го мас­ла, мин­да­ля, цит­ру­совых, ин­жи­ра), хлоп­ка – в Ан­да­лу­сии и Эс­т­ре­ма­ду­ре, льна – в пров. Се­ви­лья и на се­ве­ре. До 2-й пол. 20 в. сохра­ня­лось оро­ше­ние по­лей с по­мо­щью водоподъёмного ко­ле­са (но­рия). Мо­лоч­ный круп­ный ро­га­тый скот раз­во­дят на се­ве­ре (ряд групп спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на по­лу­ко­че­вом ско­то­вод­ст­ве – ва­кей­рос в Ас­ту­рии и пась­е­гос в Кан­таб­рии), мяс­ной и тяг­ло­вый – на за­па­де, юге и юго-вос­то­ке, сви­ней – в Эс­т­ре­ма­ду­ре. Ис­па­ния по по­го­ло­вью овец и коз ус­ту­па­ет в Ев­ро­пе толь­ко Ве­ли­ко­бри­та­нии. Раз­ве­де­ние ме­ри­но­со­вых овец, за­ве­зён­ных ара­ба­ми, бы­ло осо­бен­но раз­ви­то в сред­ние ве­ка в Кас­ти­лии (круп­ные ско­то­во­ды бы­ли объ­е­ди­не­ны в со­юз Мес­та, поль­зо­вав­ший­ся при­ви­ле­гия­ми до 2-й пол. 18 в.); до 2-й пол. 20 в. со­хра­ня­лись пу­ти (кань­я­дос), по ко­то­рым пе­ре­го­ня­ли скот на зим­ние па­ст­би­ща Эс­т­ре­ма­ду­ры и Сьер­ры-Мо­ре­ны в Ан­да­лу­сии, а так­же в кот­ло­ви­ну Эб­ро. Мор. ры­бо­лов­ст­во осо­бен­но раз­ви­то в Га­ли­сии, Ва­лен­сии, Ка­ди­се (где с фи­ни­кий­ских вре­мён бы­ла изо­бре­те­на при­пра­ва из фер­мен­ти­ро­ван­ной ры­бы, по­пу­ляр­ная в ан­тич­ном ми­ре, – га­рум).

Aсулехос.

Из ре­мё­сел наи­боль­ше­го раз­ви­тия до­стиг­ли: про­из-во ке­ра­мич. по­су­ды (до 12 в. бы­ла зна­ме­ни­та по­лив­ная бе­лая с зе­лёной и фио­ле­то­вой рос­пи­сью май­оли­ка Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та, в 13–14 вв. – люс­т­ро­вая май­о­ли­ка Ма­ла­ги, с 15 в. – Гра­на­ды, в 16–17 вв. – зо­ло­чё­ный фа­янс Ка­та­ло­нии, со 2-й пол. 17 в. – по­ли­хром­ная май­о­ли­ка; совр. цен­тры ху­дож. ке­ра­ми­ки – Ан­ду­хар, Гуа­дикс, Фа­ха­лау­са в Ан­да­лу­сии; Саль­вать­ер­ра-де-лос-Бар­рос в Эс­т­ре­ма­ду­ре; Ри­бе­саль­бес, Он­да и Ма­ни­сес на вос­то­ке; Та­ла­ве­ра-де-ла-Рей­на в пров. То­ле­до; Те­ру­эль в Ара­го­не), из­раз­цов (асу­ле­хос; Ан­да­лу­сия, Ка­та­ло­ния и др.), из­де­лий из стек­ла (под влия­ни­ем му­сульм. тра­ди­ции – в Ан­да­лу­сии, италь­ян­ской – в Ка­та­ло­нии и Ва­лен­сии; в 17–18 вв. стек­ло­де­лие раз­ви­ва­ет­ся в Кас­ти­лии – мас­тер­ские в Ар­бе­те­те, Вин­де­ле, Ар­маль­о­не­се, Ги­сан­до, Сан-Иль­де­фон­со и др.; на Май­ор­ке про­из­во­дят жёл­тое, го­лу­бое, зе­лё­ное стек­ло), сук­на (Кас­ти­лия, Ва­лен­сия), вор­со­вых и без­вор­со­вых ков­ров (до 17 в. – Аль­ка­рас в Мур­сии, 15–18 вв. – Ва­лен­сия, 18 в. – Ку­эн­ка, ма­ну­фак­ту­ра Сан­та-Бар­ба­ра в Мад­ри­де); ков­ка же­ле­за (окон­ные и двер­ные ре­шёт­ки, флю­ге­ры, зам­ки, ку­хон­ные пол­ки эс­пе­ре­тас, под­свеч­ни­ки и др.; зна­мени­то т. н. ви­тое же­ле­зо Эс­т­ре­ма­ду­ры с осн. мо­ти­вом во­лю­ты; эс­т­ре­ма­дур­ский стиль рас­про­стра­нил­ся на Са­ла­ман­ку, Са­мо­ру и Ан­да­лу­сию), тка­че­ст­во и резь­ба по де­ре­ву (осо­бен­но на се­ве­ре; пас­ту­хи вы­ре­за­ют по­со­хи и со­су­ды ко­чар­рос). В ре­зуль­та­те мо­дер­ни­за­ции эко­но­ми­ки в 1950–60-х гг. рез­ко вы­рос­ло гор. на­се­ле­ние.

Традиционное испанское жилище: 1 – пальясо (а – общий вид, б – план; А – хлебная печь, Б – очаг со скамьями, В – стойла для скота, Г – спальные лежанки, Д &nd...

Сел. по­се­ле­ния (пу­эб­ло) на­счи­ты­ва­ют от не­сколь­ких (на се­ве­ре) до не­сколь­ких ты­сяч дво­ров (Эс­т­ре­ма­ду­ра, Кас­ти­лия-Ла-Ман­ча, сев. Ан­да­лу­сия). Ха­рак­тер­но рас­по­ло­же­ние де­ре­вень (аль­деа) во­круг адм. цен­тра (ви­лья) с цер­ко­вью и ры­ноч­ной пло­ща­дью в цен­тре и ра­ди­аль­но рас­хо­дя­щи­ми­ся ули­ца­ми. Рас­про­стра­не­ны так­же по­се­ле­ния, спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся на к.-л. про­мыс­ле (лу­гар), ху­то­ра (ка­се­рия) – осо­бен­но на се­ве­ре. Тра­диц. жи­ли­ще на се­ве­ре ас­ту­ро-га­ли­сий­ско­го и ба­ск­ско-на­варр­ско­го ти­пов, в Ка­та­ло­нии – ма­сиа. В Га­ли­сии, Ас­ту­рии и Ле­о­не из­вест­ны так­же ка­мен­ные круг­лые или оваль­ные до­ма (паль­я­со), по-ви­ди­мо­му, вос­хо­дя­щие к кельт. тра­ди­ции: по­ло­ви­ну до­ма за­ни­мал хлев; жи­лая по­ло­ви­на име­ла очаг со скамь­я­ми и ле­жан­ка­ми, хлеб­ную печь и стой­ла для мел­ко­го ско­та. В центр. Ара­го­не рас­про­стра­не­ны ка­мен­ные ош­ту­ка­ту­рен­ные двух­этаж­ные до­ма с по­ло­гой двух- или од­но­скат­ной кры­шей и га­ле­ре­ей над ней (со­ла­нар) для суш­ки ово­щей и фрук­тов. В Центр. Ис­па­нии пре­об­ла­да­ют до­ма (ка­са де бар­ро, букв. – гли­ня­ный дом) в осн. из сыр­цо­во­го кир­пи­ча (адоб) или гли­но­бит­ные (та­пи­аль) на ка­мен­ном фун­да­мен­те, с двух- или че­ты­рёх­скат­ной че­ре­пич­ной кры­шей, ино­гда с кар­кас­ным верх­ним эта­жом; в виль­ях верх­ний этаж, час­то с бал­ко­ном, вы­сту­пая над ниж­ним и опи­ра­ясь на стол­бы, об­ра­зо­вы­вал на­вес пе­ред вхо­дом (со­пор­таль). Хо­зяйств. по­строй­ки рас­по­ла­га­лись за до­мом. В про­вин­ци­ях Ави­ла, Се­го­вия, на юге Валь­я­до­ли­да и час­тич­но в Са­мо­ре до­ма строи­ли из обож­жён­но­го кир­пи­ча (лад­ри­льо), в Кас­ти­лии-Ла-Ман­че и Эс­т­ре­ма­ду­ре бе­ли­ли. Хлев, ко­нюш­ня, се­но­вал (пал­лей­ро), ам­бар (гра­не­ро) об­ра­зо­вы­ва­ли здесь замк­ну­тый двор (па­тио, кор­те, кор­ра­лон), при­мы­каю­щий к зад­ней час­ти до­ма. В Вост. Ис­па­нии бы­ли рас­про­стра­не­ны од­но­этаж­ные бе­лё­ные до­ма (бар­ра­ка) из адо­ба или ка­мы­шо­вой пле­тён­ки, об­ма­зан­ной гли­ной, с тро­ст­ни­ко­вой, низ­ко спус­каю­щей­ся кры­шей. Для при­бреж­ной час­ти Вост. и Юж. Ис­па­нии, Ба­ле­ар­ских о-вов ха­рак­тер­ны вос­хо­дя­щие к араб. ар­хи­тек­ту­ре до­ма с тер­ра­сой (тер­ра­до, асо­теа), пло­ской, ино­гда с не­вы­со­кой ог­ра­дой, кры­шей, час­то близ­ко при­мы­каю­щие друг к дру­гу ус­ту­па­ми (по­это­му ок­на обыч­но уст­раи­ва­ют поч­ти под кры­шей). В Ан­да­лу­сии бы­ли рас­про­стра­не­ны од­но- или двух­этаж­ные бе­лё­ные до­ма с внутр. дво­ри­ком (па­тио), где про­хо­ди­ла осн. жизнь се­мьи. Па­тио мос­ти­ли, в цен­тре него был ко­ло­дец, вдоль стен стоя­ли ска­мьи, горш­ки с цве­та­ми, сте­ны бы­ли уви­ты ви­но­гра­дом; в бо­га­тых до­мах в па­тио на­хо­дил­ся сад, фон­тан, сте­ны име­ли бал­ко­ны, бы­ли по­кры­ты из­раз­ца­ми (асу­ле­хос) или ков­ра­ми и т. п. Этот тип жи­ли­ща, вос­хо­дя­щий к ан­тич­ной и араб­ской тра­ди­ции, ока­зал влия­ние на гор. ар­хи­тек­ту­ру Ис­па­нии. Ста­рин­ные по­ме­щи­чьи усадь­бы Юж. Ис­па­нии (кор­ти­хо) об­ра­зо­вы­ва­ли замк­ну­тые дво­ры из бе­лё­ных по­стро­ек с въезд­ной баш­ней, час­то с кре­стом и гер­бом вла­дель­ца. На юге бы­ли из­вест­ны пе­щер­ные по­сёл­ки (в т. ч. в при­го­ро­дах), осо­бен­но у цы­ган.

Улица в Толедо. Фото Л. М. Суворовой
Внутренний дворик. Толедо. Фото Л. М. Суворовой

Осн. по­ме­ще­ние тра­диц. до­ма – кух­ня (бар­ра­ки обыч­но име­ли кух­ню в отд. при­строй­ке, до­ма с па­тио – в по­строй­ке в зад­ней час­ти дво­ра) с от­кры­тым оча­гом (ино­гда до 30 см в вы­со­ту), над ко­то­рым ви­сел ко­тёл. Очаг ок­ру­жа­ли ши­ро­кие ска­мьи, ино­гда слу­жив­шие для сна. В уг­лу уст­раи­ва­ли хлеб­ную печь (ор­но). Ха­рак­тер­ны боль­шие ост­ро­дон­ные гли­ня­ные кув­ши­ны для во­ды (кан­та­ра, ти­на­ха), на се­ве­ре – де­рев. ут­варь. Дру­гие по­ме­ще­ния в до­ме – па­рад­ная ком­на­та (са­ла) и спаль­ни (дор­ми­то­рио); в двух­этаж­ных до­мах они рас­по­ла­га­лись на верх­нем эта­же. По­ми­мо оча­га, дом мог иметь ка­мин, на се­ве­ре – печь; в Кас­ти­лии бы­ли рас­про­стра­не­ны ото­пи­тель­ные уст­рой­ст­ва ти­па ги­по­кау­ста (гло­рия), на юге – ти­па ближ­не­вост. кур­си: жа­ров­ня (бра­се­ро) под ма­лень­ким сто­ли­ком (ка­ми­льо), на­кры­тым тка­нью.

Тра­диц. оде­ж­да мес­та­ми со­хра­ня­лась в по­все­днев­ном бы­ту до 2-й пол. 20 в. Осн. эле­мен­ты вос­хо­дят к ста­рин­но­му кас­тиль­ско­му кос­тю­му: у муж­чин – льня­ная ру­ба­ха с вшив­ны­ми ру­ка­ва­ми (ка­ми­са), уз­кие шта­ны ни­же ко­лен (каль­со­нес) или длин­ные (у бас­ков), жи­лет (ча­ле­ко), ко­рот­кая шер­стя­ная курт­ка, яр­кий ши­ро­кий по­яс (фа­ха), на го­ло­ве – пла­ток, ши­ро­ко­по­лая шля­па (сом­бре­ро) или чёр­ная ша­поч­ка (мон­те­ра), в 20 в. – ба­ск­ский бе­рет (бой­на); у жен­щин – ру­ба­ха на лям­ках, блуз­ка, ши­ро­кая юб­ка, пе­ред­ник, кор­саж или уз­кая шер­стя­ная курт­ка (ху­бон), скре­щён­ная на гру­ди шаль (ман­тон), на го­ло­ве – пла­ток, на­кид­ка, кру­жев­ная ман­ти­лья с вы­со­ким че­ре­па­хо­вым греб­нем, сом­бре­ро, в ру­ках ве­ер. Верх­ней оде­ж­дой слу­жи­ли пла­щи (ка­па), пле­ды, на­кид­ки и т. п. В Сев. и Вост. Ис­па­нии муж­чи­ны но­си­ли ша­ро­ва­ры дли­ной до ко­лен (са­ра­гу­эль­ес) и ру­ба­ху с ши­ро­ким от­лож­ным во­рот­ни­ком. Жен­ская оде­ж­да Эс­т­ре­ма­ду­ры и осо­бен­но Са­ла­ман­ки вы­де­ля­ет­ся фи­ли­гран­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми, бо­га­той вы­шив­кой шёл­ком, зо­ло­том, се­реб­ром. В Ан­да­лу­сии жен­щи­ны но­си­ли длин­ные уз­кие пла­тья с мно­же­ст­вом обо­рок, тон­кую шёл­ко­вую (т. н. ма­ниль­скую) шаль, муж­чи­ны – уз­кие длин­ные чёр­ные шта­ны, ко­рот­кий жи­лет (бо­ле­ро), круг­лую твёр­дую фет­ро­вую, т. н. кор­дов­скую, шля­пу.

Исп. кух­ня объ­е­ди­ня­ет ибе­рий­скую (сви­ное мя­со, са­ло), гре­ко-рим­скую (олив­ко­вое мас­ло, лук, чес­нок), араб­скую (рис, цит­ру­со­вые, тро­ст­ни­ко­вый са­хар, мин­даль, пе­рец, шаф­ран) тра­ди­ции; с от­кры­ти­ем Аме­ри­ки она вклю­чи­ла ку­ку­ру­зу, кар­то­фель, то­ма­ты, ка­као. Хлеб в осн. пше­нич­ный, на се­ве­ре – круг­лые ку­ку­руз­ные ле­пёш­ки, вы­пе­кае­мые в зо­ле на ка­пу­ст­ных ли­сть­ях. Сыр при­го­тов­ля­ют из овечь­е­го и козь­е­го мо­ло­ка, в Кас­ти­лии-Ла-Ман­че вы­ма­чи­ва­ют в олив­ко­вом мас­ле. Ха­рак­тер­ные блю­да: сви­ные коп­чё­ные кол­ба­ски (чо­ри­сос), плот­ный ом­лет (тор­ти­лья) с хле­бом, кар­то­фе­лем, то­ма­та­ми, лу­ком; для Кас­ти­лии – по­хлёб­ка (ко­си­до, пу­че­ро, олья) из вет­чи­ны, са­ла, чо­ри­сос, кар­то­фе­ля, бо­бов, ка­пус­ты, лу­ка, чес­но­ка, шаф­ра­на; для Ас­ту­рии – гус­тая ка­ша из ку­ку­руз­ной му­ки (фа­ринь­ес), фа­соль с кро­вя­ной кол­ба­сой (фа­ба­да), чес­ноч­ный суп с пше­нич­ным хле­бом (ахо блан­ко), сыр с пле­се­нью (каб­ра­лес); для Ан­да­лу­сии – по­хлёб­ка с фрук­та­ми (по­та­хе), суп (гас­па­чо) из огур­цов, по­ми­до­ров, бо­бов, чес­но­ка, с ви­ном и олив­ко­вым мас­лом; блю­до из жа­ре­ных мел­кой ры­бы и мол­лю­сков (фри­ту­ра); для Вост. Ис­па­нии – рис с ку­ри­цей, са­лом, ры­бой, мол­лю­ска­ми, то­ма­та­ми (па­э­лья). Тра­диц. сла­сти – фрук­ты, за­са­ха­рен­ные оре­хи, каш­та­ны, жа­ре­ный го­рох с изю­мом (тор­ра­до), жа­рен­ные в мас­ле пон­чи­ки (чур­рос), хал­ва из мо­ло­ка и оре­хов (тур­рон). Осн. на­пит­ки – ко­фе, ви­но, про­хла­ди­тель­ные на­пит­ки из мин­да­ля, фрук­то­вых со­ков с ви­ном и т. п.; на се­ве­ре – яб­лоч­ный сидр. И. свой­ст­вен ха­рак­тер­ный для на­ро­дов Сре­ди­зем­но­мо­рья рас­по­ря­док дня с очень лёг­ким зав­траком, по­сле­по­лу­ден­ным от­ды­хом (сие­ста), ве­чер­ней про­гул­кой (па­сео) и позд­ним (9–10 ч ве­че­ра) обе­дом.

Се­мей­ные и об­ществ. обы­чаи сфор­ми­ро­ва­лись под силь­ным влия­ни­ем ка­то­ли­циз­ма. До сер. 20 в. до­ля раз­во­дов и ко­ли­че­ст­во не­за­муж­них жен­щин бы­ли в Ис­па­нии (осо­бен­но на юге) чрез­вы­чай­но низ­ки­ми. Боль­шое зна­че­ние име­ли от­но­ше­ния пат­ро­на­жа и не­по­тиз­ма, ку­мов­ст­во (ком­пад­раз­го), хо­тя в Ис­па­нии, в от­ли­чие от стран Лат. Аме­ри­ки, оно не пре­ду­смат­ри­ва­ет осо­бой «го­ри­зон­таль­ной» бли­зо­сти меж­ду ку­мо­вья­ми. Се­мья, осо­бен­но на юге, дол­го со­хра­ня­ла пат­ри­ар­халь­ный ха­рак­тер, жен­щи­ны ве­ли замк­ну­тый об­раз жиз­ни (де­вуш­кам доз­во­ля­лось об­щать­ся с по­клон­ни­ка­ми че­рез бал­кон или за­ре­ше­чен­ное ок­но). В раз­ных об­лас­тях су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые воз­гла­сы, ко­то­ры­ми пар­ни вы­зы­ва­ли де­ву­шек на сви­да­ние. На се­ве­ре бы­ли из­вест­ны обы­чаи пе­рио­ди­че­ско­го сек­су­аль­но­го со­жи­тель­ст­ва пар­ней и де­ву­шек, дис­ло­каль­но­го бра­ка, до 18 в. со­хра­нял­ся обы­чай ку­ва­ды. В де­рев­нях су­ще­ст­во­ва­ли об­ще­ст­ва не­же­на­тых муж­чин, толь­ко по всту­п­ле­нии в ко­то­рое (уп­ла­тив взнос и прой­дя ис­пы­та­ние на лов­кость, вы­нос­ли­вость и т. п.) па­рень мог уха­жи­вать за де­вуш­ка­ми. Бы­ли из­вест­ны ар­ха­ич. по­гре­баль­но-по­ми­наль­ные об­ря­ды: бодр­ст­во­ва­ние в пер­вую ночь при по­кой­ни­ке (ве­ло­рио), за­пре­ты на пе­ри­од трау­ра, на се­ве­ре – при­чи­тания, ис­пол­няе­мые проф. пла­каль­щи­ца­ми (плань­и­де­рас); це­на, за­пла­чен­ная пла­каль­щи­цам, ука­зы­ва­лась на ба­ск­ских над­гроб­ных сте­лах.

Празд­ни­ки со­про­во­ж­да­ют­ся ре­лиг. про­цес­сия­ми и тан­ца­ми (напр., та­нец «шес­ти маль­чи­ков» – сейс, ис­пол­няе­мый на празд­ни­ке Те­ла Гос­под­ня), те­ат­ра­ли­зо­ван­ны­ми пред­став­ле­ния­ми (рас­про­стра­нён­ный сю­жет – «Бит­ва мав­ров с хри­стиа­на­ми»), из­го­тов­ле­ни­ем ог­ром­ных скульп­тур (пе­ле­ле, ко­то­рые но­си­ли в про­цес­си­ях; фа­лья, ко­то­рые воз­дви­га­ли и за­тем сжи­га­ли в ночь на День св. Хо­се в Ва­лен­сии), бо­ем бы­ков (кор­ри­да де то­рос) и др. Был рас­про­стра­нён обы­чай по­оче­рёд­но со­би­рать­ся в до­ме од­но­го из со­се­дей, пла­тя в склад­чи­ну за ос­ве­ще­ние; жен­щи­ны встре­ча­лись за ру­ко­де­ли­ем (фи­лан­де­ро, от filar – прясть). В го­ро­дах со­би­ра­ют­ся в до­мах (тер­ту­лия), ка­фе и та­вер­нах (в про­шлом толь­ко муж­чи­ны), тан­цу­ют и по­ют под ги­та­ру. Ка­лен­дар­ные празд­ни­ки (фие­ста) – Ро­ж­де­ст­во (25 де­каб­ря) и День ко­ро­лей (6 ян­ва­ря), ко­гда при­ня­то де­лать по­дар­ки де­тям; День св. Ан­то­ния (17 ян­ва­ря), ко­гда бла­го­слов­ля­ли до­маш­них жи­вот­ных; Кар­на­вал и Пас­ха; ве­сен­ние обы­чаи май­ско­го де­ре­ва, «бит­вы цве­тов»; по­ми­наль­ный день Всех Свя­тых (1 но­яб­ря) и др. Ха­рак­тер­ны празд­ни­ки в честь свя­то­го по­кро­ви­те­ля се­ле­ния, го­ро­да или квар­та­ла (ро­ме­рия, вер­бе­на, ве­ла­да), уст­раи­вае­мые осо­бы­ми брат­ст­ва­ми (эр­ман­да­да). Из граж­дан­ских празд­ни­ков от­ме­ча­ют день от­кры­тия Аме­ри­ки (День ис­пан­ской ци­ви­ли­за­ции) 12 ок­тяб­ря, день окон­ча­ния Ре­кон­ки­сты (за­вое­ва­ния Гра­на­ды в 1492) 2 ян­ва­ря и день мад­рид­ско­го вос­ста­ния про­тив на­по­ле­о­нов­ских войск в 1808 (2 мая).

Уст­ное твор­че­ст­во. Уст­ная куль­ту­ра И. со­хра­ня­ет яр­кую ло­каль­ную спе­ци­фи­ку, од­на­ко об­ла­да­ет и ря­дом об­щих черт. По­все­ме­ст­но бо­га­то пред­став­ле­ны пе­сен­но-тан­це­валь­ные фор­мы, рас­про­стра­не­ны ко­лы­бель­ные, тру­до­вые, ли­рич. пес­ни, се­ре­на­ды, ро­ман­сы, ре­лиг. пес­ни. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ме­ло­дич. ор­на­мен­ти­ка, 3-доль­ный метр (при об­щем рит­мич. раз­но­об­ра­зии, вплоть до по­ли­мет­рии), до­ми­нан­то­вый лад (из­вес­тен так­же как «ис­пан­ский лад») и др. «Клас­си­че­ский» исп. муз. ин­ст­ру­мент, соль­ный и ак­ком­па­ни­рую­щий, – ги­та­ра, ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся кас­тань­е­ты, бу­бен (пан­де­ро, пан­де­ре­та), ба­ра­бан (там­бо­рил), разл. флей­ты, го­бой (дуль­сай­на). Осн. пе­сен­но-тан­це­валь­ные фор­мы (жан­ры) Кас­ти­лии-Ле­о­на – се­ги­дилья, фан­дан­го, бо­ле­ро, хо­та, ру­эда, чар­ра­да, то­на­да и мн. др. Хо­та осо­бен­но куль­тиви­ру­ет­ся в Ара­го­не и На­вар­ре. Фольк­лор Эс­т­ре­ма­ду­ры не­од­но­ро­ден, на се­ве­ре об­лас­ти бли­зок му­зы­ке Кас­ти­лии-Ле­о­на, на юге – Ан­да­лу­сии. Тан­цы сев. и сев.-вост. об­лас­тей Ис­па­нии б. ч. кол­лек­тив­ные, юж­ные – соль­ные; по­след­ние ока­за­ли влия­ние на тан­це­валь­ную куль­ту­ру центр. рай­онов стра­ны. Свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ют­ся муз. тра­ди­ции бас­ков, га­ли­сий­цев, ка­та­лон­цев и на­ро­дов юга Ис­па­нии. У бас­ков в наи­боль­шей ме­ре со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич. чер­ты: сил­ла­бич. тип пе­ния, от­сут­ст­вие струн­ных ин­ст­ру­мен­тов, 5-доль­ный и др. не­сим­мет­рич­ные мет­ры. Ха­рак­тер­ные жан­ры – пес­ня-та­нец сор­тси­ко, хо­ро­вод­ный та­нец аур­ре­ску; муз. ин­ст­ру­мен­ты – идио­фон ча­па­рал­та, языч­ко­вый аль­бо­ка (пас­ту­ший), ти­пич­ный ан­самбль со­став­ля­ют 3 флей­ты и боль­шой ба­ра­бан. В фольк­ло­ре га­ли­сий­цев пре­об­ла­да­ют ли­рич. пе­сен­ные фор­мы, наи­бо­лее древ­няя из них – ала­лас (без тек­ста, час­то вне оп­ре­де­лён­но­го мет­ра); рас­про­стра­нён­ный та­нец – муи­ней­ра; то и дру­гое не­ред­ко ис­пол­ня­ет­ся в со­про­во­ж­де­нии т. н. га­ли­сий­ской во­лын­ки. В га­ли­сий­ской тра­ди­ции то­же прак­ти­че­ски нет струн­ных ин­ст­ру­мен­тов, од­на­ко мно­го мем­бра­но­фо­нов. Ли­рич. пес­ни ти­пич­ны для фольк­ло­ра Ас­ту­рии. Фольк­лор ка­та­лон­цев сти­ли­сти­че­ски бли­зок нар. му­зы­ке Про­ван­са и др. юж. рай­онов Фран­ции. Для не­го ха­рак­тер­ны бал­ла­ды, ре­лиг. пес­ни, та­нец сар­да­на (кру­го­вой; со­про­во­ж­да­ет­сяиг­рой на ду­хо­вых и удар­ных ин­ст­ру­мен­тах). Фольк­лор, по­хо­жий на ка­та­лон­ский, рас­про­стра­нён на Ба­ле­ар­ских о-вах и в Ва­лен­сии, на му­зы­ке и тан­цах ко­то­рой ска­за­лись так­же ори­ен­таль­ные влия­ния. Муз.-тан­це­валь­ная куль­ту­ра Ан­да­лу­сии и от­час­ти Мур­сии сфор­ми­ро­ва­лась в зна­чит. ме­ре под араб. и цы­ган­ским влия­ни­ем. Пред­став­ле­на тра­ди­ция­ми сти­ля кан­те-хон­до (муж­ское соль­ное про­тяж­ное пе­ние в со­про­во­ж­де­нии 1–2 ги­тар) и бо­лее позд­не­го фла­мен­ко (соль­ные и пар­ные тан­цы лю­бов­но­го со­дер­жа­ния, с кас­тань­е­та­ми и вир­ту­оз­ной дро­бью каб­лу­ков «са­па­теа­до», со­про­во­ж­даю­щие­ся иг­рой на ги­та­рах, пе­ни­ем и хлоп­ка­ми в ла­до­ши), а так­же боль­шим ко­ли­че­ст­вом пе­сен и тан­цев, про­ис­хо­дя­щих от ста­рин­ных исп. форм (так­же ис­пы­тав­ших разл. вост. влия­ния). Ис­пол­не­ние тан­цев фла­мен­ко тре­бу­ет вы­со­ко­го уров­ня мас­тер­ст­ва. Ха­рак­тер­ные фор­мы (жан­ры): фан­дан­го и его раз­но­вид­но­сти (ма­ла­ге­нья, гра­на­ди­на, мур­сиа­на, рон­де­нья), се­ги­ди­лья (се­виль­я­на), по­ло, са­па­тео, со­рон­го, ти­ра­на, ви­то и др.

Уст­ное твор­че­ст­во бо­га­то по­ве­ст­во­ва­тель­ны­ми фор­ма­ми: ле­ген­ды кар­фа­ген­ско­го цик­ла (о вой­нах Га­миль­ка­ра Бар­ки, раз­ру­ше­нии Са­гун­та, вой­не с Ган­ни­ба­лом), о раз­ру­ше­нии Ну­ман­ции, вос­ста­ни­ях Сер­то­рия и Ви­риа­та и др.; рас­ска­зы-бы­лич­ки о гно­мах, снеж­ных кар­ли­ках (блан­ко нье­вес), фе­ях, мор­ских си­ре­нах и ры­бе Ни­ко­лао, лес­ном че­ло­ве­ке Гор­хо и т. д. Рас­про­стра­не­ны ге­ро­ич. (кан­та­рес) и ли­ро-эпич. (ро­ман­се, ро­ман­се­ро) пес­ни, в со­про­во­ж­де­нии ги­та­ры, ино­гда тан­цев, о Си­де Кам­пеа­до­ре и др. ге­ро­ях Ре­кон­ки­сты.

Лит.: Chase G. The music of Spain. N. Y., 1959; Са­дом­ская Н. Н. Ис­пан­цы // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1965. Т. 2; Pitt-Rivers J. The people of the Sierra. 2nd ed. Chi., 1971; Ко­жа­нов­ский А. Н. На­ро­ды Ис­па­нии во вто­рой по­ло­ви­не XX в. М., 1993; он же. Быть ис­пан­цем…: тра­ди­ция, са­мо­соз­на­ние, ис­то­ри­че­ская па­мять. М., 2006; Caro Baroja J. Los pueblos de España. 3 ed. Madrid, 2003. Vol. 1–2; Rey E. Biblio­gra­fia de folklore musical español. Madrid, 1994.

Вернуться к началу