Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИРЛА́НДЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 699

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Михайлова; Я. Гардзонио (устное творчество)
Ирландская семья у дома. Фото 1890-х гг. Национальная библиотека (Дублин). Архив БРЭ
Ирландское традиционное жилище: 1 – общий вид; 2 – план (А – общая комната; Б – спальни; а – очаг, б – столы, в  – кровати, г  – шкафы, д – ко...

ИРЛА́НДЦЫ (са­мо­на­зва­ния – na hÉireann, na hÉireannaigh), на­род, осн. на­се­ле­ние Ир­лан­дии. Чис­лен­ность св. 3,7 млн. чел., в т. ч. ро­ж­дён­ные в Ир­лан­дии – 3,5 млн. чел., в Сев. Ир­лан­дии – 47 тыс. чел., в Анг­лии – 109 тыс. чел., в Шот­лан­дии – 5,6 тыс. чел. (2006, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Ве­ли­ко­бри­та­нии [1,5 млн. чел. – в осн. в Сев. Ир­лан­дии; круп­ные ирл. об­щи­ны есть так­же на се­ве­ре Лон­до­на (р-н Кил­берн), в Ли­вер­пу­ле, Ман­че­сте­ре, Порт­сму­те и др.], США (36 млн. чел. за­яв­ля­ют о сво­ём ирл. про­ис­хо­ж­де­нии, сре­ди них часть не име­ет в дей­ст­ви­тель­но­сти ирл. пред­ков; 2006, оцен­ка Бю­ро пе­ре­пи­си США), Ка­на­де (3,8 млн. чел. ирл. про­ис­хо­ж­де­ния, из них поч­ти по­ло­ви­на – в пров. Он­та­рио; 2001, пе­ре­пись), Ав­ст­ра­лии (1,9 млн. чел., 2-я по чис­лен­но­сти груп­па в со­ста­ве анг­ло­ав­ст­ра­лий­цев; 2001, пе­ре­пись) и др. Оцен­ки чис­лен­но­сти И. в ди­ас­по­ре раз­лич­ны в за­ви­си­мо­сти от то­го, ко­го при­чис­лять к И. (офи­ци­аль­но пра­ви­тель­ст­во Ир­лан­дии при­зна­ёт И. эмиг­ран­тов до 3-го по­ко­ле­ния). Го­во­рят на англ. яз. и ир­ланд­ском язы­ке (гэ­лы). Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

Кельт­ские (гэль­ские) пле­ме­на за­се­ли­ли о. Ир­лан­дия, ве­ро­ят­но, ко 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. С 12 в. анг­ли­ча­не пер­во­на­чаль­но всту­па­ли с И. в бра­ки, пе­ре­ни­ма­ли их име­на, обы­чаи и т. п., но с сер. 14 в. (Кил­кен­ний­ские ста­ту­ты 1366) от­но­ше­ния с И. ста­ли рас­смат­ри­вать­ся в Анг­лии как гос. из­ме­на. При­тес­не­ния И. анг­ли­ча­на­ми, зе­мель­ные кон­фи­ска­ции, ре­лиг. ре­фор­ма­ция и пре­сле­до­ва­ние ка­то­ли­ков, жес­то­кое по­дав­ле­ние вос­ста­ний (осо­бен­но по­сле экс­пе­ди­ции О. Кром­ве­ля 1649), за­прет нар. куль­ту­ры (язы­ка, пе­сен, оде­ж­ды и др.), аг­рар­ный пе­ре­во­рот 19 в. (на­сильств. пе­ре­ход от зер­но­во­го зем­ле­де­лия к ско­то­вод­ст­ву и кар­то­фе­ле­вод­ст­ву, со­про­во­ж­дав­ший­ся мас­со­вым ра­зо­ре­ни­ем кре­сть­ян), «Ве­ли­кий го­лод» 1845–49 вы­зва­ли мас­со­вую эми­гра­цию И., осо­бен­но в Сев. Аме­ри­ку. В сер. 19 в. И. со­став­ля­ли око­ло по­ло­ви­ны им­ми­гран­тов в Ка­на­ду и США. Эми­гра­ция со­про­во­ж­да­лась боль­шой смерт­но­стью (су­да, вёз­шие И. в Аме­ри­ку, на­зы­ва­ли «ко­раб­ли-гро­бы»). И. ста­ли од­ной из са­мых ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных групп в США (го­ро­да Нью-Йорк, Бос­тон, Чи­ка­го, Сан-Фран­ци­ско), со­ста­ви­ли зна­чит. до­лю сре­ди стро­ит. и транс­порт­ных ра­бо­чих, по­ли­ции и др. Со вре­ме­нем, не­смот­ря на дис­кри­ми­на­цию, по­том­ки ирл. им­ми­гран­тов во­шли в эко­но­мич., по­ли­тич. и куль­тур­ную эли­ту мн. стран. Ирл. ди­ас­по­ра со­з­да­ва­ла об­ра­зо­ват., куль­тур­ные, бла­го­тво­рит. и по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, под­дер­жи­ва­ла тес­ные кон­так­ты с пов­стан­че­ским дви­же­ни­ем у се­бя на ро­ди­не, уча­ст­во­ва­ла в во­ен. дей­ст­ви­ях про­тив брит. ко­ло­ни­аль­ных войск в Аме­ри­ке (напр., «ир­ланд­ские втор­же­ния в Ка­на­ду» 1866–1871). На­пря­жён­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду И. и анг­ли­ча­на­ми, при­ни­маю­щие фор­му ре­лиг. кон­флик­та (ме­ж­ду ка­то­ли­ка­ми и про­тес­тан­та­ми), со­хра­ня­ют­ся в Сев. Ир­лан­дии.

Пожилая ирландка за прядением. Национальная библиотека (Дублин). Архив БРЭ

И. бы­ли од­ним из са­мых аг­рар­ных на­ро­дов Ев­ро­пы. За­ни­ма­лись круп­ным то­вар­ным мяс­ным жи­вот­но­вод­ст­вом (в осн. на вос­то­ке и се­ве­ро-вос­то­ке) и ов­це­вод­ст­вом, в т. ч. от­гон­ным (в осн. на за­па­де). Осн. с.-х. куль­ту­ры – кар­то­фель, яч­мень и овёс, на юго-вос­то­ке – так­же пше­ни­ца. До сер. 19 в. на за­па­де па­ха­ли лёг­ким де­рев. плу­гом (ард), в центр. и вост. Ир­лан­дии – тя­жё­лым анг­ло-нор­манд­ским плу­гом, в уп­ряж­ке из 4–6 ло­ша­дей. В го­рах зем­лю об­ра­ба­ты­ва­ли ло­па­той с уз­ким изо­гну­тым лез­ви­ем (мес­та­ми – двой­ным) и упо­ром для но­ги в ниж­ней час­ти ру­ко­ят­ки. До 20 в. со­хра­ня­лись во­ло­ку­ши, 2-ко­лёс­ные по­воз­ки; ез­ди­ли так­же вер­хом на ос­лах и по­ни осо­бой по­ро­ды (круп­ные, с длин­ной шер­стью). Ирл. де­рев­ни ку­че­вой, на за­па­де – ря­до­вой пла­ни­ров­ки; до 19 в. на­счи­ты­ва­ли до 50–60, за­тем – 10–20 дво­ров. До 17 в. со­хра­нялись по­се­ле­ния на ис­кусств. ост­ро­вах на озё­рах (кран­ног), коль­це­вые ук­ре­п­ле­ния (рат). По­сле аг­рар­но­го пе­ре­во­ро­та осн. ти­пом сель­ско­го по­се­ле­ния стал ху­тор. Двор обыч­но пря­мо­уголь­ный не­замк­ну­тый с мас­сив­ны­ми во­ро­та­ми, на се­ве­ре и за­па­де – од­но- или дву­ряд­ной, в го­рах и бо­ло­тистых ме­ст­но­стях – раз­бро­сан­ной пла­ни­ров­ки. Тра­диц. жи­ли­ще гли­но­бит­ное, в го­рах – ка­мен­ное, с 19 в. бе­лё­ное; на вос­то­ке под англ. влия­ни­ем рас­про­стра­не­на кар­кас­ная тех­ни­ка фах­верк, в Сев. Ир­лан­дии – кир­пич. Ха­рак­тер­ны со­ло­мен­ные кры­ши. Дом обыч­но име­ет вхо­ды с 2 про­доль­ных сто­рон, не­боль­шие ок­на – в од­ной из про­доль­ных стен, вы­хо­дя­щей во двор. На юго-за­па­де бы­ли рас­про­стра­не­ны до­ма с центр. рас­по­ло­же­ни­ем оча­га, ино­гда оваль­ной фор­мы с шат­ро­вой кры­шей, с тор­цов от­го­ра­жи­ва­лись спаль­ня и по­ме­ще­ние для ско­та (позд­нее – до­пол­нит. ком­на­та). На се­ве­ре и за­па­де пре­об­ла­да­ли до­ма с ка­ми­ном у тор­цо­вой, вы­хо­дя­щей на ули­цу сте­ны; ино­гда за ка­мином с тор­ца при­страи­ва­ли па­рад­ную ком­на­ту или спаль­ню. До 19 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны ка­ми­ны с пле­тё­ным, об­ма­зан­ным гли­ной на­вер­ши­ем, кро­ва­ти в стен­ных ни­шах. Сто­лов час­то не бы­ло, се­мья со­би­ра­лась за едой у оча­га, еду кла­ли на пле­тё­ный под­нос на ко­ле­нях, ко­то­рый за­тем ве­ша­ли на сте­ну; позд­нее поя­ви­лись при­стен­ные склад­ные сто­лы. Тра­диц. пи­ща – мо­ло­ко (по по­треб­ле­нию мо­ло­ка И. за­ни­ма­ли 1-е ме­сто в ми­ре), бе­кон, ов­ся­ная ка­ша, ов­ся­ные и яч­мен­ные ле­пёш­ки на со­де, вы­пе­кае­мые на жа­ров­не-тре­нож­ни­ке (дрож­же­вой хлеб был не­из­вес­тен). С 19 в. осн. пи­щей стал кар­то­фель. На за­па­де в пи­щу упо­треб­ля­ли во­до­рос­ли и мол­лю­сков, со­б­ран­ных на бе­ре­гу во вре­мя от­ли­ва. Осн. на­пи­ток – креп­кий слад­кий чай, ино­гда с мо­ло­ком; из ал­ко­голь­ных – пи­во, вис­ки. Тра­диц. оде­ж­да гл. обр. из шер­сти. Ха­рак­тер­на жен­ская верх­няя оде­ж­да – ши­ро­кая на­кид­ка с ка­пю­шо­ном. Жен­ская оде­ж­да у И. о-вов Аран – тём­но-крас­ная юб­ка с чёр­ны­ми по­ло­са­ми по по­до­лу, блу­за и шаль. Муж­чи­ны но­си­ли вя­за­ные сви­те­ра с ха­рак­тер­ным для ка­ж­дой де­рев­ни ор­на­мен­том (по не­му опо­зна­ва­лись те­ла уто­нув­ших ры­ба­ков). В 18–19 вв. И. ста­ли оши­боч­но при­пи­сы­вать как «на­цио­наль­ные» фор­мы оде­ж­ды гэль­ский кильт, жен­ское зе­лё­ное пла­тье и др. Из ре­мёсел раз­ви­ты пле­те­ние из со­ло­мы, узор­ное вя­за­ние (в т. ч. муж­ские поя­са), вы­шив­ка, пле­те­ние кру­жев на кок­люш­ках и др.; по­пу­ля­рен т. н. кельт­ский ор­на­мент.

До 19 в. со­хра­ня­лись ос­тат­ки кла­но­вой сис­те­мы (её сле­ды – фа­ми­лии, на­чи­наю­щие­ся с Мак- – «сын» или О’ – «внук», в про­шлом ука­зы­вав­шие на при­над­леж­ность то­му или ино­му кла­ну), до 2-й пол. 20 в. в сель­ской ме­ст­но­сти – со­сед­ская взаи­мо­по­мощь, пат­ри­ар­халь­ная се­мья. Из-за не­хват­ки зем­ли бы­ли рас­про­стра­не­ны май­о­рат и позд­ние бра­ки. В 19 в. во­шли в обы­чай про­во­ды эмиг­ран­тов с уча­сти­ем со­се­дей (ameri­can wake – аме­ри­кан­ские по­мин­ки). До 19 в. бы­то­ва­ли тра­диц. сва­деб­ный и по­гре­баль­ный об­ря­ды. Со­хра­ня­ет­ся культ вод­ных ис­точ­ни­ков (напр., т. н. ис­точ­ни­ка заб­ве­ния на о-вах Аран, к ко­то­ро­му хо­ди­ли пе­ред отъ­ез­дом в Аме­ри­ку). Ха­рак­те­рен обы­чай со­би­рать­ся ста­ри­кам зим­ни­ми ве­че­ра­ми на чьей-ни­будь фер­ме у оча­га. Муж­чи­ны по­се­ща­ют па­бы. Тра­диц. спорт – хок­кей на тра­ве (хур­линг), гольф. Сре­ди осн. празд­ни­ков – День св. Пат­ри­ка (17 мар­та); по­пу­ля­рен, осо­бен­но в Аме­ри­ке, осен­ний по­ми­наль­ный празд­ник Хэл­лоу­ин. По ини­циа­ти­ве нац. куль­тур­ных ор­га­ни­за­ций (Гэль­ской ли­ги, Гэль Линн и др.) про­во­дят­ся еже­год­ные фес­ти­ва­ли (феш, мн. ч. фе­ша­на).

Уст­ное твор­че­ст­во. Наи­бо­лее важ­ный муз. ин­стру­мент в ирл. тра­ди­ции – ар­фа кла­рьшах (см. Кельт­ская ар­фа; са­мые ста­рые со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы да­ти­ру­ют­ся 14 в.). Один из древ­ней­ших ин­стру­мен­тов – ли­ра круть (см. Кро­та). Тра­диц. аэро­фон бунь на про­тя­же­нии не­сколь­ких по­след­них ве­ков вы­те­снен про­доль­ны­ми флей­та­ми (со свист­ко­вым уст­рой­ст­вом и без не­го). Ирл. во­лын­ка илян пайпс (по раз­ме­ру мень­ше шо­тланд­ской, мех при­во­дит­ся в дейст­вие лок­тем) мо­жет со­про­вож­дать пе­ние во­лын­щи­ка. Скрип­ка в тра­диц. му­зы­ке И. ис­поль­зу­ет­ся с 18 в., бу­бен бод­ран – с 20 в. Обыч­но при ансамблевой игре ин­стру­мен­ты звучат в уни­сон. Пе­ние без со­про­вож­де­ния счи­та­ет­ся ста­рей­шей фор­мой му­зи­ци­ро­ва­ния и на­зы­ва­ет­ся шан нос («ста­рый стиль»). Б. ч. со­хра­нив­шей­ся тра­диц. му­зы­ки – тан­це­валь­ные наи­гры­ши в чёт­ном ме­тре: рил, жи­га и хорн­пайп. Наи­бо­лее древ­ние ме­ло­дии ос­но­ва­ны на пен­та­то­ни­ке. Со­хра­ня­ют­ся гэль­ские жан­ры (пре­да­ния, бы­лич­ки и др.) и сю­же­ты. Чис­то анг­лоя­зыч­ный жанр – ли­ме­рик. Тра­диц. гэль­ская муз. и тан­це­валь­ная куль­ту­ра к 18–19 вв. бы­ла во мно­гом ут­ра­че­на. Наи­бо­лее ха­рак­тер­ный муз.-по­этич. жанр позд­не­го фольк­ло­ра – бал­ла­да (сю­же­ты о вой­нах, вос­ста­ни­ях, ги­бе­ли ге­ро­ев и т. п.). В гор. сре­де бы­то­ва­ли т. н. улич­ные бал­ла­ды. Ха­рак­тер­ны ис­то­рич. пес­ни (напр., «Пар­ни из Уэкс­фор­да», «Храб­рый Ро­берт Эм­мет», «Оде­ж­да зе­лё­ных» – о вос­ста­ни­ях 1798 и 1803), в т. ч. ав­тор­ские, напр. по­эта 19 в. Т. Дэ­ви­са. Ли­рич. пес­ни так­же име­ют пат­рио­тич. ок­ра­ску. Сре­ди ге­ро­ев ска­зок – ко­мич. пер­со­наж Тём­ный Пат­рик, бро­дя­чий му­зы­кант и ска­зи­тель Раф­те­ри и др. В свя­зи с воз­ро­ж­де­ни­ем нац. куль­ту­ры в 20 в. во­шла в оби­ход т. н. ир­ланд­ская, или но­во­кельт­ская, ар­фа; ста­рин­ная ар­фа кларь­шах изо­бра­же­на на гер­бе Ир­лан­дии. Рас­про­стра­нив­шая­ся в кон. 20 – нач. 21 вв. в Ир­лан­дии и за её пре­де­ла­ми т. н. ир­ланд­ская му­зы­ка («кельт­ский фолк-рок») лишь от­час­ти свя­за­на с позд­ним фольк­ло­ром.

Лит.: Flood W. H. G. History of Irish music. Dublin, 1905. 3rd ed. Shannon, 1970; Гроз­до­ва И. Н., Коз­лов В. И. Ир­ланд­цы // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1965. Т. 2; O’Neill T. Life and tradition in rural Ireland. L., 1977; Charles-Edwards T. M. Early Irish and Welsh kinship. Oxf.; N. Y., 1993; Patterson N. T. Cattle-Lords and clansmen: kinship and rank in early Ireland. 2nd ed. N. Y., 1994; The com­pa­nion to Irish traditional music / Ed. F. Val­lely. N. Y., 1999.

Вернуться к началу