Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИГА́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Игала. Маска. Дерево. 19 в.

ИГА́ЛА, ига­ра (са­мо­на­зва­ние – igala), на­род на юге Ни­ге­рии. Жи­вут ме­ж­ду ниж­ней Бе­нуэ и р. Анам­бра (вос­ток шта­та Ко­ги и се­вер шта­та Анам­бра), ибад­жи – на пра­вом бе­ре­гу р. Ни­гер. Чис­лен­ность св. 1 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на яз. ига­ла йо­ру­бо­ид­ной вет­ви зап. под­се­мьи бе­нуэ-кон­го­лез­ских язы­ков; диа­лек­ты – эбу, ида, ан­кпа, огу­гу, ибад­жи, ифе, ань­юг­ба. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние в на­чаль­ной шко­ле. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки хау­са и иг­бо. До 60% И. – про­тес­тан­ты, ок. 30% при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. куль­тов, ок. 10% – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

По пре­да­ни­ям И., они име­ют об­щее про­ис­хо­ж­де­ние с йо­ру­ба. В 13–16 вв. у них сфор­ми­ро­ва­лось ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Ига­ла с цен­тром в г. Ида. С нач. 16 в. ус­та­но­ви­лись его тес­ные от­но­ше­ния с Древ­ним Бе­ни­ном и во­ж­де­ст­ва­ми ну­пе. Эко­но­мич. ос­но­вой Ига­ла в 18 в. бы­ла тор­гов­ля ра­ба­ми, в 19 в. – паль­мо­вым мас­лом; с сер. 19 в. Ига­ла на­хо­ди­лось в за­ви­си­мо­сти от эми­ра­та фуль­бе На­са­ра­ва. Тра­диц. куль­ту­ра И. ти­пич­на для на­ро­дов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ямс, про­со, сор­го, ку­ку­ру­за, ка­као, хло­пок). За­ни­ма­ют­ся воз­де­лы­ва­ни­ем мас­лич­ной паль­мы и кау­чу­ко­но­сов, ры­бо­лов­ст­вом, охо­той. Под­соб­ную роль иг­ра­ет жи­вот­но­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот); скот па­сут муж­чи­ны, его не до­ят. Ре­мёс­ла – куз­неч­ное, ко­же­вен­ное, гон­чар­ное. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, жи­ли­ще гли­но­бит­ное круг­лое. Со­хра­ня­ют­ся патри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, по­ли­ги­ния, по­бра­тим­ст­во, во­ж­ди во гла­ве с вер­хов­ным пра­ви­те­лем ата («свя­щен­ный царь»), тай­ные муж­ские об­ще­ст­ва, тан­це­валь­ные сою­зы. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па. Рас­про­стра­не­ны куль­ты пред­ков, сил при­ро­ды, ма­гия, ве­дов­ст­во, пред­став­ле­ния о ре­ин­кар­на­ции умер­ших род­ст­вен­ни­ков в но­во­рож­дён­ных де­тях. Прак­ти­ку­ет­ся ска­ри­фи­ка­ция ли­ца. Осн. празд­ни­ки – Эгу (по­ми­но­ве­ние пред­ков) и охот­ни­чья це­ре­мо­ния (очо). Резь­ба по де­ре­ву при­над­ле­жит к вост. сти­ли­стич. груп­пе Гви­ней­ско­го по­бе­ре­жья (мас­ки, ста­ту­эт­ки икен­га и др.).

Лит.: Boston J. S. The Igala kingdom. Ibadan, 1968; Peoples of the Niger-Benue confluence. 2nd ed. L., 1970.

Вернуться к началу