Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИБИ́БИО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 601-602

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ИБИ́БИО (са­мо­на­зва­ние – ibibio; би­би, ква, монг), на­род на юге Ни­ге­рии (бас­сейн р. Кросс). В шта­те Ак­ва-Ибом жи­вут: вост. И., или собст­вен­но И. (вклю­ча­ют 25 под­групп – 4,0 млн. чел.); зап. И., или ананг (14 под­групп – 1,4 млн. чел.); сев. И., или энь­онг (нка­лу и окун); юж. И., или экет (орон – 94 тыс. чел. и око­бо – 67 тыс. чел.); дель­та, или ан­до­ни (ибе­но, иби­но – 13 тыс. чел.). На юге шта­та Кросс-Ри­вер про­жи­ва­ют реч­ные И. (эфик – 480 тыс. чел.). Жи­вут так­же в Га­не (43 тыс. чел.), Ка­ме­ру­не (34 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность 6,1 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на язы­ках ниж­не­кросс­кой груп­пы кросс-ри­вер­ской вет­ви вост. под­се­мьи бе­нуэ-кон­го­лез­ских язы­ков, ананг и эфик об­ра­зу­ют в ней под­груп­пу эфик. Язы­ки иби­био – осн. язы­ки шта­та Ак­ва-Ибом. До сер. 20 в. бы­то­ва­ла пик­то­гра­фич. пись­мен­ность нси­би­ди. Ок. 90% И. – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, лю­те­ра­не, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня и др.), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Деревянная резьба ибибио: 1 – маска тайного союза Экпо. Британский музей (Лондон); 2 – статуя экпу.

Совр. груп­пы И. об­ра­зо­ва­лись в ре­зуль­та­те разл. ми­гра­ций; эфик пе­ре­се­ли­лись на ле­вый бе­рег р. Кросс в 18 в., за­тем, по пре­да­нию, от них от­ко­ло­лись ан­до­ни. С 15 в. при­бреж­ные груп­пы И. всту­пи­ли в кон­такт с ев­ро­пей­ца­ми и ста­ли по­сред­ни­ка­ми в ра­бо­тор­гов­ле, од­ним из важ­ней­ших цен­тров ко­то­рой был г. Ка­ла­бар. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ямс, ма­ни­ок, ба­нан), вы­ра­щи­ва­ние ка­као, мас­лич­ной паль­мы и кау­чу­ко­но­сов; у ан­до­ни и экет ве­ду­щую роль иг­ра­ет ры­бо­лов­ст­во; из­дав­на раз­ви­та тор­гов­ля паль­мо­вым мас­лом и ры­бой. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции, шах­ты, неф­тя­ные про­мыс­лы и пред­при­ятия круп­ных го­ро­дов. Воз­ник­ла соб­ст­вен­ная ин­тел­ли­ген­ция. Ху­дож. ре­мёс­ла – пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву (от­но­сит­ся к вост. сти­ли­стич. груп­пе Гви­ней­ско­го по­бе­ре­жья), ши­тьё би­се­ром и др. С тай­ным сою­зом Эк­по свя­за­но из­го­тов­ле­ние де­рев. ма­сок ок­руг­лых вы­пук­лых гео­мет­ри­зи­ро­ван­ных форм, их от­ли­чит. чер­та – зуб­ча­тые вы­сту­пы на вис­ках; «во­ло­сы» изо­бра­жа­ют­ся ба­хро­мой из рас­тит. во­ло­кон (рис., 1). Де­рев. ста­ту­эт­ки мас­сив­ных при­зе­ми­стых про­пор­ций; у орон на мо­ги­лах ста­вят скульп­ту­ры пред­ка (эк­пу) – стол­бо­об­раз­ные, выс. св. 1 м, с утол­щён­ным кни­зу ту­ло­ви­щем и очень ко­рот­ки­ми но­га­ми, бо­род­кой, за­пле­тён­ной в ко­су (рис., 2). По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, у эфик и энь­онг – боль­шие ком­пакт­ные де­рев­ни. Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное, из плет­ня, сна­ру­жи и из­нут­ри об­ма­зан­ного гли­ной. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция – боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны (уфок, букв. – дом), со­стоя­щие из ма­лых се­мей (идип эте, букв. – от­цов­ский жи­вот), ро­ды (эк­пук, букв. – узел), воз­раст­ные груп­пы (нка); тай­ные сою­зы: муж­ские – Эк­по, Экон (охот­ни­чий), Иди­он, за­им­ст­во­ван­ный у экои Эк­пе, или Эг­бо («лю­дей-ле­о­пар­дов»), жен­ский – Эб­ре (об­ще­ст­во за­муж­них жен­щин). Ин­сти­тут во­ж­дей от­сут­ст­во­вал, управ­лен­че­ские и ри­ту­аль­ные функ­ции осу­ще­ст­в­ля­ли со­ве­ты ста­рей­шин и тай­ные сою­зы, пре­ж­де все­го пред­ста­ви­те­ли ама­ма – выс­ше­го ран­га в сою­зе Эк­по. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од брит. вла­сти ис­поль­зо­ва­ли Эк­по в це­лях кос­вен­но­го управ­ле­ния юго-вост. Ни­ге­ри­ей. Сре­ди по­ли­ти­че­ской и де­ло­вой эли­ты совр. Ни­ге­рии мно­го вы­ход­цев из И. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, у ан­до­ни – мат­ри­ли­ней­ный. Ро­ды свя­за­ны от­но­ше­ния­ми брач­но­го об­ме­на. Пред­по­чи­та­ют­ся бра­ки трою­род­ных пат­ри­ла­те­раль­ных ку­зе­нов. Рас­про­стра­не­но так­же по­бра­тим­ст­во (имаан). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па с оби­ли­ем опи­са­тель­ных кон­струк­ций. Сиб­лин­ги ма­те­ри обо­зна­ча­ют­ся од­ним опи­са­тель­ным тер­ми­ном, а сиб­лин­ги от­ца – дру­гим, без де­ле­ния по по­лу. Сиб­лин­ги эго клас­си­фи­ци­ру­ют­ся на «де­тей от­ца» и «де­тей ма­те­ри». Тра­диц. куль­ты – ду­хов при­ро­ды (ндем), пред­ков, вер­хов­но­го бо­га-твор­ца Абас­си. Из­вес­тен миф о пер­вых лю­дях (муж­чи­не и жен­щи­не), ко­то­рые, на­ру­шив за­прет Абас­си, ста­ли за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем.

Лит.: Forde C. D., Jones G. I. The Ibo and Ibibio speaking peoples of South-Eastern Nige­ria. L., 1950; Forde C. D. Efik traders of Old Calabar. L., 1956; Udo U. E. The history of the Annang people. Calabar, 1983; Ekong E. E. Sociology of the Ibibio: a study of social orga­nization and change. Calabar, 1983; Ekanem J. B. Clashing cultures: Annang not(with)stan­ding Christianity – an ethnography. Brussels, 2002.

Вернуться к началу