Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕЗИ́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 628-629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Р. Полатов, М. Ю. Рощин
Езидский храм в Лалеше.
Архив Ф. Р. Полатова Езидка в головном уборе кофи. Фото 1901.

ЕЗИ́ДЫ (йе­зи­ды, са­мо­на­зва­ние – эз­ди), на­род на се­ве­ре Ира­ка (до 600 тыс. чел. – 2006, оцен­ка). Жи­вут в осн. в гу­бер­на­тор­ст­ве Мо­сул (р-ны Айн-­Сиф­ни и Син­д­жар). 100–300 тыс. чел. про­жи­ва­ют так­же в Тур­ции, Си­рии, Ира­не, Ар­ме­нии, Гру­зии, Рос­сии (31,3 тыс. чел., в т. ч. в Крас­но­дар­ском крае 4,4 тыс., Став­ро­поль­ском крае 2,4 тыс., Рос­тов­ской обл. 1,6 тыс., Вол­го­град­ской обл. 1,1 тыс., Мо­ск­ве 1,6 тыс., Ни­же­го­род­ской обл. 3,1 тыс., Яро­слав­ской обл. 2,7 тыс., Но­во­си­бир­ской обл. 2,0 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись), Гер­ма­нии и др. По оцен­кам езид­ских ор­га­ни­за­ций, об­щая чис­лен­ность Е. ок. 3 млн. чел. Го­во­рят на яз. эз­ди­ки, клас­си­фи­ци­руе­мом лин­гвис­та­ми как диа­лект курд­ско­го язы­ка кур­ман­джи. Ис­по­ве­ду­ют осо­бую ре­ли­гию (ези­дизм).

Ис­кон­но про­жи­ва­ли на се­ве­ре Ира­ка. С 7 в. и осо­бен­но во вре­мя Ос­ман­ской им­пе­рии, спа­са­ясь от на­силь­ст­вен­но­го об­ра­ще­ния в ис­лам, пе­ре­се­ля­лись в со­сед­ние стра­ны. В За­кав­ка­зье поя­ви­лись в осн. в 1830–40-е гг. В 1915 вме­сте с ар­мя­на­ми ста­ли под­вер­гать­ся пре­сле­до­ва­ни­ям ос­ман­ских вла­стей.

Большой санджак.

С 1990-х гг. в Ар­ме­нии соз­да­ёт­ся пись­мен­ность на ос­но­ве рус. гра­фи­ки, ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние в на­чаль­ной шко­ле, из­да­ёт­ся газ. «Дан­ге Эз­дия» («Го­лос ези­дов»). В Рос­сии об­щи­ны Е. офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны в Ниж­нем Нов­го­ро­де, Яро­слав­ле (со ста­ту­сом нац.-куль­тур­ной ав­то­но­мии), Ту­ле, Дмит­ров­гра­де Уль­я­нов­ской обл., Ека­те­рин­бур­ге, Сур­гу­те, Ир­кут­ске. С 1996 дей­ст­ву­ет Яро­слав­ская об­ла­ст­ная об­ществ. орг-ция «Ези­ды». Ра­ди­каль­ные дея­те­ли курд­ско­го нац. дви­же­ния на­стаи­ва­ют на вклю­че­нии Е. в курд­скую общ­ность, что не встре­ча­ет под­держ­ки ни у Е., ни у боль­шин­ст­ва кур­дов.

Ре­ли­гия Е. опи­ра­ет­ся в осн. на уст­ную тра­ди­цию. Име­ют­ся так­же две свя­щен­ные кни­ги, за­пи­сан­ные тай­но­пи­сью, с из­ло­же­ни­ем дог­ма­ти­ки, ка­но­нов, кос­мо­го­нии и об­ря­дов: Ки­таб аль-Джаль­ва («Кни­га от­кро­ве­ния») и Мас­ха­фа раш («Чёр­ная кни­га»). Из-за го­не­ний ре­ли­гия Е. но­сит за­кры­тый ха­рак­тер и пло­хо изу­че­на. Их ве­ро­уче­ние окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­ва­но су­фий­ским шей­хом Ади ибн Му­са­фи­ром (ум. 1160 или 1162), во­бра­ло эле­мен­ты зо­роа­ст­риз­ма, иу­да­из­махристианстваислама и ма­ни­хей­ст­ва. Му­сульманские и хри­сти­ан­ские кри­ти­ки Е. сбли­жа­ли по­чи­тае­мо­го Е. вер­хов­но­го ан­ге­ла Ма­ла­ки Тау­са (Ан­ге­ла Пав­ли­на) с Иб­ли­сом или дья­во­лом, по­это­му Е. оши­боч­но счи­та­ли дья­во­ло­по­клон­ни­ка­ми. В дей­ст­ви­тель­но­сти Е. при­зна­ют еди­но­го Бо­га-Твор­ца, но в цен­тре их куль­та сто­ит триа­да бо­жеств: вер­хов­ный ан­гел Ма­ла­ки Та­ус, изо­бра­жае­мый в об­ра­зе пав­ли­на; бо­жест­во Солн­ца Езид, от име­ни ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­но са­мо­на­зва­ние Е.; обо­же­ст­в­лён­ный про­рок шейх Ади. Ма­ла­ки Та­ус и Езид вхо­дят так­же в се­мёр­ку «ан­ге­лов-бо­жеств» (хар хафт ме­ре ди­ва­не). Е. ве­рят в пе­ре­се­ле­ние душ; в их кос­мо­го­нии боль­шую роль иг­ра­ют солн­це и че­ты­ре сти­хии – зем­ля, во­да, воз­дух и огонь, ко­то­рый под влия­ни­ем зо­роа­ст­риз­ма счита­ет­ся са­мой свя­щен­ной сти­хи­ей.

Е. тра­ди­ци­он­но де­лят­ся на эн­до­гам­ные кас­ты. Выс­шая ду­хов­ная кас­та – шей­хи, вклю­ча­ет пред­ста­ви­те­лей ро­дов Ада­ни, Шем­са­ни и Ка­та­ни, ве­ду­щих про­ис­хож­де­ние от ос­но­ва­те­лей ези­диз­ма шей­хов Ади, Шем­са и Хе­сен. За каж­дым ро­дом за­креп­ле­ны оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные и ма­ги­ко-ре­лиг. функ­ции, напр. ук­ро­ще­ние змей. Гла­ва шей­хов (ба­ба-шейх) – по­то­мок шей­ха Ади – ру­ко­во­дит бо­го­слу­же­ния­ми в хра­ме в Ла­ле­ше. За шей­ха­ми сле­ду­ют: пи­ры, так­же участ­вую­щие в бо­го­слу­же­нии и от­прав­ляю­щие разл. об­ря­ды, в т. ч. по­хо­рон­ные; сбор­щи­ки по­жерт­во­ва­ний (ка­ва­лы); слу­жи­те­ли мав­зо­лея шей­ха Ади – ас­ке­ти­чес­кая ка­ста (фа­ки­ры) и пред­ска­за­те­ли (ку­ча­ки). Ми­ря­не (мю­ри­ды) – по­сле­до­ва­те­ли разл. се­мей­ств шей­хов. Выс­шая ду­хов­ная и свет­ская власть при­над­ле­жит пред­во­ди­те­лю-ми­ру (с 1944 Тах­син-­бек) с ре­зи­ден­ци­ей в Ба­ад­ри, к югу от Ла­ле­ша. Глав­ная свя­ты­ня Е. – храм при мав­зо­лее шей­ха Ади в Ла­ле­ше, в 40 км к се­ве­ру от Мо­су­ла (Ирак). Кро­ме не­го, бо­го­слу­же­ние про­во­дят в до­мах шей­хов и пи­ров. Осн. пуб­лич­ные ре­лиг. празд­ни­ки: на­чи­наю­щие­ся с 3-днев­но­го по­ста ро­ж­де­ст­во Ези­да в де­каб­ре и па­мять про­ро­ка Хи­дир-На­би (Хи­дир-Иль­я­са) в фев­ра­ле; Но­вый год в ве­сен­нее рав­но­ден­ст­вие, со­про­вож­даю­щий­ся вы­печ­кой ку­ли­ча (ку­лоч); день по­ми­но­ве­ния усоп­ших в се­ре­ди­не ию­ня; из се­мей­ных церемоний важнейшая – пер­вая стриж­ка маль­чи­ков шей­хом (биск). Осн. куль­то­вые пред­ме­ты – 7 брон­зо­вых ли­тых ста­туэ­ток пти­цы на вы­со­кой под­став­ке (санд­жак), хра­ня­щие­ся в Ла­ле­ше. Пе­рио­ди­че­ски ка­ва­лы но­сят их с про­цес­сия­ми по езид­ским се­ле­ни­ям, со­би­рая по­жерт­во­ва­ния. Ре­лиг. за­пре­ты – пи­ще­вые (ры­ба, мя­со пе­ту­ха, га­зе­ли, ты­к­ва, ка­пус­та, са­лат), бы­то­вые (на оде­ж­ду си­не­го цве­та, счи­таю­щую­ся тра­ур­ной; на мы­тьё в ба­не из бо­яз­ни ос­к­вер­не­ния во­ды; на про­из­не­се­ние сло­ва «шай­тан» и близ­ких к не­му по зву­ча­нию слов и т. п.) – ны­не со­блю­да­ют­ся ред­ко. Муж­чи­ны от­пус­ка­ли бо­ро­ду и длин­ные во­ло­сы, ко­то­рые за­пле­та­ли в ко­су. Жен­ская оде­ж­да – ру­ба­ха (крас), бе­лые шаль­ва­ры (хэ­вал­крас), по­яс­ная оде­ж­да из 2 фар­ту­ков (дей­ра), пе­ред­ник (ша­лэк), без­ру­кав­ка (элак), зи­мой – бар­хат­ная курт­ка (колк), шер­стя­ной по­яс (ба­не пште), го­лов­ной убор, об­ши­тый мо­не­та­ми (ко­фи).

Тра­диц. со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция за­кав­каз­ских Е. по­доб­на курд­ской: боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (мал), па­три­ли­ней­ные ли­ни­джи (ба­рак) и ро­ды (ка­биль) об­ра­зуют пле­ме­на (ашир, от араб. ‘пле­мя’) и кон­фе­де­ра­ции (эль). Каж­дая се­мья хра­нит уст­ные ге­неа­ло­гии про­дол­жи­тель­но­стью 5–6 по­ко­ле­ний и пре­да­ния, опи­сы­ваю­щие от­но­ше­ния меж­ду ро­да­ми и пле­ме­на­ми. Под влия­ни­ем су­физ­ма эти ге­неа­ло­гии ино­г­да пись­мен­но фик­си­ру­ют­ся. Фольк­лор – мо­лит­вы, гим­ны, ге­рои­чес­кие пе­сни (ме­ра­ни), вол­шеб­ные сказ­ки, прит­чи и др. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ду­хо­вые (блур, фик, майе, зур­на); в ре­лиг. це­ре­мо­ни­ях ис­поль­зу­ет­ся ба­ра­бан (даф).

Лит.: Бе­ре­зин И. Н. Ези­ды // Ма­га­зин зем­ле­ве­де­ния и пу­те­ше­ст­вий. 1854. Т. 3; Frank R. Scheich ’Adi, der große Heilige der Jezidis. B., 1911; Kreyenbroek P. G. Yezidism: its background, observances and textual tradition. Le­wis­ton, 1995; Allison С. The Yezidi oral tradition in Iraqi Kurdistan. Richmond, 2001; Омар­ха­ли Х. Йе­зи­дизм из глу­би­ны ты­ся­че­ле­тий. СПб., 2005; По­ла­тов Д. Р. Ези­ды: ре­ли­гия и на­род. М., 2005.

Вернуться к началу