Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЬЮЛА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 463-464

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Выдрин
Фото Н. В. Кузнецовой Дьюла. Город Абиджан.

ДЬЮЛА́ (диу­ла, джу­ла, букв. – тор­го­вец; са­мо­на­зва­ние – jula), об­щее на­зва­ние на­ро­дов в Кот-д’Ивуаре и на за­па­де Бур­ки­на-Фа­со, вхо­дя­щих в груп­пу ман­ден (кро­ме мар­ка-да­фин и бо­лон). Ком­пакт­но про­жи­ва­ют на се­ве­ре Кот-д’Ивуара (де­пар­та­мен­ты Оди­ен­не, Ту­ба, Се­ге­ла, су­пре­фек­ту­ра Конг деп-та Фер­ке­се­ду­гу); на ос­таль­ной тер­ри­то­рии Кот-д’Ивуара и в Бур­ки­на-Фа­со (к за­па­ду от р. Чёр­ная Воль­та) жи­вут дис­перс­но, в осн. в го­ро­дах; ас­си­ми­ли­ру­ют пред­ста­ви­те­лей др. эт­нич. групп (се­ну­фо, дан и др.). Чис­лен­ность в Кот-­д’Иву­а­ре 5,5 млн. чел. (из них 3,5 млн. чел. вы­ход­цы из со­сед­них стран; 2007, оцен­ка), в Бур­ки­на-Фа­со – 245 тыс. чел.; 76 тыс. чел. жи­вут в г. Си­ка­со на юге Ма­ли, 22 тыс. чел. – в Га­не. Го­во­рят на яз. дью­ла. Д. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба (яв­ля­ют­ся про­вод­ни­ка­ми ис­ла­ма в ре­гио­не, пе­ре­ход в ис­лам у се­ну­фо при­рав­ни­ва­ет­ся к ас­си­ми­ля­ции дью­ла).

Фото Н. В. Кузнецовой Дьюла. Имам.

Пред­ки Д. с 14–15 вв. миг­ри­ро­ва­ли на совр. тер­ри­то­рию в Кот-д’Ивуаре с се­ве­ра. За­ни­ма­лись по­сред­ни­че­ской тор­гов­лей, в 17–18 вв. соз­да­ли ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние с цен­тром в г. Конг. В Бур­ки­на-Фа­со миг­ри­ро­ва­ли из Кон­га на­чи­ная с 17 в. и в 19 в. до­би­лись здесь по­ли­тич. пре­об­ла­да­ния. В Кот-д’Иву­а­ре Д. вме­сте с се­ну­фо со­став­ля­ют яд­ро «се­вер­но­го» эт­но­по­ли­тич. бло­ка, с на­ча­ла гражд. кон­флик­та 2002 кон­тро­ли­рую­ще­го сев. часть стра­ны. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (сор­го, про­со, рис, ара­хис, ма­ни­ок) и жи­вот­но­вод­ст­вом (круп­ный ро­га­тый скот, в т. ч. на про­да­жу). В рай­онах дис­перс­но­го рас­се­ле­ния Д. – куп­цы, ма­ра­бу­ты (му­сульм. учё­ные), в Кот-д’Ивуа­ре кон­тро­ли­ру­ют об­ществ. транс­порт. Де­лят­ся на «бла­го­род­ные» ка­сты (хо­рон; зем­ле­дель­цы, вои­ны, ма­ра­бу­ты), ре­мес­лен­ные кас­ты (нья­ма­ка­ля; в пер­вую оче­редь дже­ли – ко­же­вен­ни­ки, или грио­ты, и их жёны-гор­шеч­ни­цы) и по­том­ков ра­бов (уоро­со). Пат­ри­ли­ней­ные кла­ны ха­рак­те­ри­зу­ют­ся об­щи­ми то­те­мич. пи­ще­вы­ми за­пре­та­ми. Брак пат­ри­ло­каль­ный, рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния. По­се­ле­ния ком­пакт­ные, жи­ли­ще гли­но­бит­ное или сыр­цо­вое, пря­мо­уголь­ное с пло­ской кры­шей. Ме­че­ти не­ред­ко в «су­дан­ском сти­ле». Осн. пи­ща – ва­рё­ный рис, гус­тая ка­ша из ма­нио­ко­вой му­ки с мяс­ным или овощ­ным со­усом, кус­кус. Фольк­лор – сказ­ки, ис­то­рич. рас­ска­зы, пес­ни (охот­ни­чьи, зем­ле­дель­че­ские, ге­неа­ло­ги­че­ские и др.), за­гад­ки.

Лит.: Griffeth R. The Dyula impact on the peoples of the West Volta Region // Papers on the Manding. Bloomington, 1971; Lewis B. The Dioula in the Ivory Coast // Ibid.; Person Y. Samori: Une révolution dyula. Dakar, 1969–1975. Vol. 1–3; Launay R. Traders without trade: responses to change in two Dyula commu­nities. Camb., 1982; idem. Beyond the stream: Islam and society in a West African town. Berk.; Oxf., 1992; Derive M.-J. Le fonctionnement sociologique de la littérature orale: l’exemple des Dioula de Kong (Côte-d’Ivoire). P., 1986. Vol. 1–2.

Вернуться к началу