Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУГУ́М-ДАНИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 395-396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Иванова, И. В. Чининов
Дугум-дани в традиционном уборе.

ДУГУ́М-ДАНИ́, па­пу­ас­ский на­род на за­па­де о. Но­вая Гви­нея (пров. Па­пуа, Вост. Ин­до­не­зия). Жи­вут на Центр. на­го­рье в Боль­шой до­ли­не р. Ба­лим. Чис­лен­ность ок. 500 чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на диа­лек­те яз. дани груп­пы да­ни да­ни-нга­лик­ской се­мьи транс­но­во­гви­ней­ской фи­лы. Рас­про­стра­нён так­же ин­до­нез. яз. Боль­шин­ст­во Д.-д. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ба­тат, та­ро, ямс, ба­нан, са­хар­ный тро­ст­ник, им­бирь, бо­бо­вые, ты­к­вен­ные, та­бак). Тра­диц. ору­дия – са­жаль­ный кол (дли­на до 2 м), ка­мен­ные то­по­ры, ору­жие – лук и ко­пьё. Со­хра­ня­ет­ся охо­та на сум­ча­тых, ру­ко­кры­лых, гры­зу­нов, птиц. Раз­во­дят со­бак и сви­ней. Пи­щу го­то­вят в зем­ля­ной пе­чи (бак­те). Тра­диц. по­се­ле­ния коль­це­вой пла­ни­ров­ки, ого­ро­жен­ные, до­ма кар­кас­но-­стол­бо­вые, на­зем­ные, круг­лые и длин­ные. Муж­ской дом (би­лаи) – круг­лый, кар­кас­но-стол­бо­вой, пол под­нят на метр над зем­лёй. Муж­ская оде­ж­да – шну­рок во­круг поя­са, фал­лок­рипт (хо­лим) из бу­ты­лоч­ной ты­к­вы с ки­стью на кон­це. Муж­ские ук­ра­ше­ния – пле­тё­ные брас­ле­ты, брас­ле­ты из сви­ных мо­шо­нок или пе­ни­сов, на­груд­ни­ки, об­ши­тые ра­ко­ви­на­ми, го­лов­ные убо­ры из пе­рь­ев рай­ских птиц, клы­ки ка­ба­на, встав­лен­ные в но­со­вую пе­ре­го­род­ку. Жен­щи­ны но­си­ли на­бед­рен­ную по­вяз­ку (йогал), пле­тё­ную сет­ку для пе­ре­нос­ки тя­же­стей. И муж­чи­ны, и жен­щи­ны на­ти­ра­лись сви­ным жи­ром, во вре­мя це­ре­мо­ний и трау­ра – гли­ной. Су­ще­ст­во­ва­ли пат­ри­ли­ней­ные эк­зо­гам­ные фрат­рии (Вай­жа и Ви­да) и не­ло­ка­ли­зо­ван­ные то­те­мич. ро­ды. Ли­дер­ст­во в кла­не оп­ре­де­ля­лось во­ин­ски­ми ка­че­ст­ва­ми. Су­ще­ст­во­ва­ла сис­те­ма да­ро­об­ме­на, «сви­ные» празд­ни­ки, со­про­во­ж­дающие­ся мас­со­вым за­бо­ем сви­ней, сис­те­ма воз­рас­тных клас­сов и ини­циа­ций. Прак­ти­ко­ва­лись по­ли­ги­ния, ле­ви­рат. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом «ома­ха» и вза­им­ны­ми тер­ми­на­ми для род­ст­вен­ни­ков по­ко­ле­ний «де­дов» и «вну­ков». У не­ко­то­рых групп но­мен­кла­ту­ра для сиб­лин­гов учи­ты­ва­ет от­но­сит. воз­раст од­но­по­лых сиб­лин­гов и от­но­сит. пол раз­но­по­лых. Со­хра­ня­ют­ся культ пред­ков и ду­хов, ве­ра в сверхъ­ес­те­ст­вен­ную си­лу (ву­са), ми­фо­ло­гия (миф о пер­вом че­ло­ве­ке Нак­ма­ту­ги и др.); из­ве­ст­ны на­скаль­ные из­об­ра­же­ния. Осн. муз. ин­ст­ру­мент – тро­ст­ни­ко­вый вар­ган (би­гон), на ко­то­ром иг­ра­ют ис­клю­чи­тель­но муж­чи­ны.

Лит.: Gardner R. Gardens of war. Life and death in the New Guinea stone age. L., 1968; Heider K. G. The Dugum Dani: a Papuan cul­tu­re in the highlands of West New Guinea. N. Y., 2006.

Вернуться к началу