Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОМИНИКА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 249-250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Кожановский; В. И. Лисовой (устное творчество)

ДОМИНИКА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – do­mi­ni­canos), на­род, осн. на­се­ле­ние До­ми­ни­кан­ской Рес­пуб­ли­ки. Чис­лен­ность 8,6 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на исп. яз. Св. 90% Д. – хри­стиа­не (в осн. ка­то­ли­ки, есть так­же ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня и др.).

Молодая доминиканка. Фото А. И. Нагаева

Ко­рен­ное на­се­ле­ние о. Гаи­ти – ин­дей­цы-ара­ва­ки – бы­ло ис­треб­ле­но во 2-й пол. 16 в. Для вос­пол­не­ния не­дос­тат­ка ра­бо­чей си­лы с нач. 16 в. на Гаи­ти вво­зят­ся афр. ра­бы (бо­са­лес, в от­ли­чие от ла­ди­нос – до­маш­них ра­бов-нег­ров, при­ве­зён­ных ко­ло­ни­ста­ми из Ис­па­нии), и к 1520-м гг. их чис­лен­ность пре­вы­си­ла бе­лое на­се­ле­ние. С 16 в. зна­чит. груп­пу со­ста­ви­ли бег­лые не­гры-си­мар­ро­ны (ма­ро­ны), об­ра­зо­вы­вав­шие об­щи­ны (кум­бе, мань­ель) во внутр. рай­онах остро­ва и жив­шие гл. обр. за счёт охо­ты на оди­чав­ший скот. Не­гры-ра­бы бы­ли за­ня­ты в осн. на план­та­ци­ях са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, c упад­ком план­та­ци­он­но­го хо­зяй­ст­ва (кон. 16 – сер. 17 вв.) – в ско­то­вод­ст­ве, а так­же в ре­мёс­лах и роз­нич­ной тор­гов­ле, что спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию т. н. ибе­рий­ской (бо­лее мяг­кой) мо­де­ли об­ра­ще­ния с чер­но­ко­жи­ми ра­ба­ми. На се­ве­ре и вос­то­ке ост­ро­ва к 18 в. осе­ла груп­па им­ми­гран­тов с Ка­нар­ских о-вов, за­ни­мав­ших­ся кре­сть­ян­ским хо­зяй­ст­вом со спе­циа­ли­за­ци­ей на про­из-ве та­ба­ка. На­се­ле­ние внутр. гор­ных об­лас­тей дол­го со­хра­ня­ло под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие и охо­ту. Для на­се­ле­ния Сан­то-До­мин­го был ха­рак­те­рен вы­со­кий уро­вень ра­со­во­го сме­ше­ния. Му­ла­ты и не­гры-ра­бы час­то по­лу­ча­ли сво­бо­ду от хо­зя­ев. К 18 в. сво­бод­ное «цвет­ное» (не­гры и му­ла­ты) на­се­ле­ние с ори­ен­та­ци­ей на ис­пан­скую (кре­оль­скую) куль­ту­ру со­став­ля­ло боль­шин­ст­во Д. Его до­ля ещё вы­рос­ла в ре­зуль­та­те со­бы­тий во франц. Гаи­ти в кон. 18 – нач. 19 вв., ок­ку­па­ции Сан­то-До­мин­го гаи­тий­ски­ми вой­ска­ми (1822–44) и от­ме­ны раб­ст­ва гаи­тий­ским през. Ж. П. Бу­айе (1822). В До­ми­ни­кан­ской Рес­пуб­ли­ке осн. влия­ни­ем по-преж­не­му поль­зо­ва­лась кре­оль­ская оли­гар­хия, од­на­ко из-за по­ли­тич. не­ста­биль­но­сти в ли­де­ры час­то вы­би­вались пред­ста­ви­те­ли «цвет­но­го» на­се­ле­ния. Для Д. не бы­ли ха­рак­тер­ны та ост­ро­та ра­со­вых кон­флик­тов, ко­то­рая су­ще­ст­во­ва­ла в зап. час­ти ост­ро­ва, и про­ти­во­пос­тав­ле­ние се­бя чер­но­ко­жим гаи­тий­цам (нег­ров-Д. на­зы­ва­ли бо­лее «мяг­ки­ми» тер­ми­на­ми: пар­до, мо­ре­но и т. п.; тём­ный цвет ко­жи объ­яс­ня­ли яко­бы на­ли­чи­ем ин­дей­ских пред­ков, что по­ро­ди­ло пред­став­ле­ние о «ра­се» «до­ми­ни­кан­ских ин­дей­цев»). Гор. на­се­ле­ние и кре­оль­ская вер­хуш­ка бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на исп. куль­тур­ные тра­ди­ции в бы­то­вой, ре­лиг. сфе­ре, ар­хи­тек­ту­ре и т. д. Сре­ди них поч­ти не на­блю­да­лось куль­ти­ви­ро­ва­ние афр. тра­ди­ций и не бы­ла рас­про­ст­ра­не­на идео­ло­гия нег­ри­тю­да. Афр. влия­ние про­сле­жи­вает­ся в куль­ту­ре сель­ско­го на­се­ле­ния: фольк­ло­ре, оде­ж­де, об­ря­дах жиз­нен­но­го цик­ла (осо­бен­но по­хо­рон­ном) и др.

Уст­ное твор­че­ст­во Д. объ­е­ди­ня­ет тра­диц. ин­дей­скую му­зы­ку, тра­диц. и по­пу­ляр­ную му­зы­ку кре­о­лов, му­ла­тов и нег­ров. Ар­ха­ич. муз. тра­ди­ции ин­дей­цев со­хра­ни­лись в ви­де отд. ин­ст­ру­мен­тов (гли­ня­ные, тро­ст­ни­ко­вые и кос­тя­ные флей­ты, тре­щот­ки, скреб­ки, ще­ле­вой ба­ра­бан, ра­ко­ви­на-тру­ба), при­ме­няв­ших­ся в об­ря­дах и празд­нич­ных це­ре­мо­ни­ях, мас­со­вых (до 300 тан­цо­ров и пев­цов) ри­ту­аль­ных дей­ст­вах арей­то. Кре­оль­ская му­зы­ка – это боль­шей ча­стью ин­ст­ру­мен­таль­ное со­про­во­ж­де­ние к тан­цам: в 17–18 вв. кад­риль и контр­данс ис­пол­ня­лись в со­про­во­ж­де­нии ги­тар­ных ан­самб­лей, с кон. 19 в. – ак­кор­де­о­на; в 19 в. в го­ро­дах бы­ли по­пу­ляр­ны исп. бал­ла­ды и ро­ман­сы (в 20 в. со­хра­ни­лись у сель­ско­го на­се­ле­ния). Во вре­мя кор­ри­ды по­ют­ся то­на­дас де то­рос (пес­ни бы­ка). На ка­то­лич. празд­ни­ки кре­о­лы ис­пол­ня­ют вне­хра­мо­вые ре­лиг. пес­ни вер­сос. Спе­ци­фи­ку со­хра­ня­ет му­зы­ка ка­то­ли­че­ских (в осо­бен­но­сти пас­халь­ных) кар­на­валь­ных пред­став­ле­ний-ше­ст­вий га­га. Му­зы­ка нег­ри­тян­ско­го на­се­ле­ния име­ет тра­диц. ос­но­ву, у нег­ров и му­ла­тов рас­про­стра­не­ны про­тес­тант­ские гим­ны, из муз. ин­ст­ру­мен­тов по­пу­ляр­ны ба­ра­ба­ны па­лос и ата­баль. Сим­во­лы му­зы­ки Д. – му­зы­каль­но-тан­це­валь­ные жан­ры ме­рен­гуе и ба­ча­та (из­вест­ны с сер. 19 в.). Муз. куль­ту­ра Д.-му­ла­тов близ­ка фольк­ло­ру пу­эр­то­ри­кан­цев.

К кон. 19 в. ве­ду­щим на­прав­ле­ни­ем эко­но­ми­ки сре­ди Д. ста­ло вы­ра­щи­ва­ние на экс­порт са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, что оп­ре­де­ли­ло при­ток ра­бо­чих-им­ми­гран­тов из Рес­пуб­ли­ки Гаи­ти. На­блю­да­лась так­же им­ми­гра­ция из Ко­лум­бии, Ве­не­су­элы, Мек­си­ки, с Ку­бы и др. лат.-амер. стран, в 20 в. – из Ис­па­нии и др. стран Ев­ро­пы (в т. ч. бе­жен­цы во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны). С кон. 20 в. в свя­зи с вы­со­ким уров­нем без­ра­бо­ти­цы сре­ди Д. рас­тёт так­же эми­гра­ция. 73,3% совр. Д. со­став­ля­ют му­ла­ты, 16,8% – кре­о­лы, 9,9% – не­гры.

Лит.: Ко­жа­нов­ский А. Н. До­ми­ни­кан­ская Рес­пуб­ли­ка // Эт­ни­че­ские про­цес­сы в стра­нах Ка­риб­ско­го мо­ря. М.,1982; он же. До­ми­ни­кан­ская Рес­пуб­ли­ка // Аф­ри­кан­цы в стра­нах Аме­ри­ки: Нег­ри­тян­ский ком­по­нент в фор­ми­ро­ва­нии на­ций За­пад­но­го по­лу­ша­рия. М., 1987.

Вернуться к началу