Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИФФУЗИОНИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 108

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Д. Соловей

ДИФФУЗИОНИ́ЗМ, тео­ре­тич. кон­цеп­ция в эт­но­ло­гии, ар­хео­ло­гии, от­час­ти в фольк­ло­ри­сти­ке, объ­яс­няю­щая из­ме­не­ния куль­ту­ры взаи­мо­про­ник­но­ве­ни­ем (т. н. диф­фу­зи­ей) куль­тур. Со­глас­но Д., оп­ре­де­ляю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии куль­тур иг­ра­ет гео­гра­фич. сре­да; ка­ж­дый эле­мент куль­ту­ры име­ет оп­ре­де­лён­ное гео­гра­фич. и эт­нич. про­ис­хо­ж­де­ние, т. е. воз­ник лишь еди­но­жды и впо­след­ст­вии рас­про­стра­нил­ся по зем­но­му ша­ру. За­да­чей ис­сле­до­ва­те­ля, по мне­нию сто­рон­ни­ков Д., долж­но быть оп­ре­де­ле­ние об­лас­ти про­ис­хо­ж­де­ния куль­тур­но­го эле­мен­та, гео­гра­фии и хро­но­ло­гии его рас­про­стра­не­ния. Д. сфор­ми­ро­вал­ся на ру­бе­же 19 и 20 вв. как ре­ак­ция на гос­под­ство эво­лю­цио­низ­ма. При этом боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей Д., кро­ме край­них его по­сле­до­ва­те­лей, со­хра­ня­ли при­вер­жен­ность идее эво­лю­ции и ис­то­рич. про­грес­са. Д. сло­жил­ся и имел са­мые силь­ные по­зи­ции в Гер­ма­нии и Ав­ст­рии – в ан­тро­по­гео­гра­фии Ф. Рат­це­ля, «куль­тур­ной мор­фо­ло­гии» Л. Фро­бе­ниу­са, куль­тур­ных кру­гов тео­рии Ф. Греб­не­ра, В. Шмид­та и О. Мен­ги­на. Д. имел по­сле­до­ва­те­лей в Ве­ли­ко­бри­та­нии (У. Ри­верс, Г. Эли­от-Смит, У. Дж. Пер­ри), Да­нии (ис­сле­до­ва­те­ли эс­ки­мос­ских куль­тур К. Бир­кет-Смит, К. Рас­мус­сен и др.), Рос­сии (В. Г. Бо­го­раз), Юго­сла­вии (Й. Цвий­ич), Бол­га­рии (И. Шиш­ма­нов) и др. Влия­ние Д. ис­пы­та­ли сканд. ар­хео­ло­ги О. Мон­те­ли­ус, С. Мюл­лер и др. К Д. во мно­гом близ­ки как ми­гра­цио­ни­ст­ские те­че­ния в фольк­ло­ри­сти­ке и ар­хео­ло­гии (О. Мен­гин, Г. Кос­си­на), так и их кри­ти­ки (Г. Чайлд и др.). Не при­ни­мая край­но­стей ме­ха­ни­ци­сти­че­ско­го Д., совр. нау­ка при­зна­ёт зна­че­ние за­им­ст­во­ва­ний в раз­ви­тии куль­ту­ры.

Лит.: Мар­ков Г. Е. Не­мец­кая эт­но­ло­гия. М., 2004.

Вернуться к началу