ДАРООБМЕ́Н
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАРООБМЕ́Н, форма внеэкономич. обмена в традиционных обществах, способ реализации принципа реципрокности на стадии уравнительного распределения. Осуществлялся в целях создания новых или поддержания уже существовавших социальных и/или политич. связей между индивидами или социальными группами. В качестве дара могла выступать любая ценная вещь, а также люди (невольники, женщины). Но ценность дара заключалась не столько в его экономич. значимости, сколько в той связи, которая устанавливалась между дарителем и одариваемым. Например, у народов Зап. Африки предколониального периода наибольшую дарообменную ценность имели золото и предметы европ. происхождения (стулья, очки, часы и т. п.) – т. н. примитивные ценности, которые становились средством повышения престижа (см. Престижная экономика) или превращались в фетиши и магические амулеты. Отказ от дара рассматривался как оскорбление. Принятие дара накладывало на получателя обязательство ответного дара, ценность которого определял сам получатель, исходя из принципа эквивалентности. Задержка ответного дара или его неэквивалентность в меньшую сторону приводили к разрыву отношений, и даритель превращался во врага. Более щедрый отдар ставил первоначального дарителя в положение человека, обязанного отдариваться для поддержания установившихся взаимосвязей. Обязательность ответной, ещё более щедрой акции – один из основных принципов обрядов типа потлача. Д. входил в состав обрядов, имеющих целью установление социальных связей – брачных (см. Свадьба), искусственного родства (см. Побратимство), вассальных (оммаж), гостеприимства и др. Семантика дара также является важнейшей для обряда жертвоприношения.