Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАРООБМЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ДАРООБМЕ́Н, фор­ма вне­эко­но­мич. об­ме­на в тра­ди­ци­он­ных об­ще­ст­вах, спо­соб реа­ли­за­ции прин­ци­па ре­цип­рок­но­сти на ста­дии урав­ни­тель­но­го рас­пре­де­ле­ния. Осу­ще­ст­влял­ся в це­лях соз­да­ния но­вых или под­дер­жа­ния уже су­ще­ст­во­вав­ших со­ци­аль­ных и/или по­ли­тич. свя­зей меж­ду ин­ди­ви­да­ми или со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми. В ка­че­ст­ве да­ра мог­ла вы­сту­пать лю­бая цен­ная вещь, а так­же лю­ди (не­воль­ни­ки, жен­щи­ны). Но цен­ность да­ра за­клю­ча­лась не столь­ко в его эко­но­мич. зна­чи­мо­сти, сколь­ко в той свя­зи, ко­то­рая ус­та­нав­ли­ва­лась меж­ду да­ри­те­лем и ода­ри­вае­мым. На­при­мер, у на­ро­дов Зап. Аф­ри­ки пред­ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да наи­боль­шую да­ро­об­мен­ную цен­ность име­ли зо­ло­то и пред­ме­ты ев­роп. про­ис­хож­де­ния (сту­лья, оч­ки, ча­сы и т. п.) – т. н. при­ми­тив­ные цен­но­сти, ко­то­рые ста­но­ви­лись сред­ст­вом по­вы­ше­ния прес­ти­жа (см. Пре­стиж­ная эко­но­ми­ка) или пре­вра­ща­лись в фе­ти­ши и ма­ги­че­ские аму­ле­ты. От­каз от да­ра рас­смат­ри­вал­ся как ос­корб­ле­ние. При­ня­тие да­ра на­кла­ды­ва­ло на по­лу­ча­те­ля обя­за­тель­ст­во от­вет­но­го да­ра, цен­ность ко­то­ро­го оп­ре­де­лял сам по­лу­ча­тель, ис­хо­дя из прин­ци­па эк­ви­ва­лент­но­сти. За­держ­ка от­вет­но­го да­ра или его не­эк­ви­ва­лент­ность в мень­шую сто­ро­ну при­во­ди­ли к раз­ры­ву от­но­ше­ний, и да­ри­тель прев­ра­щал­ся во вра­га. Бо­лее щед­рый от­дар ста­вил пер­во­на­чаль­но­го да­ри­те­ля в по­ло­же­ние че­ло­ве­ка, обя­зан­но­го от­да­ри­вать­ся для под­дер­жа­ния ус­та­но­вив­ших­ся вза­имо­свя­зей. Обя­за­тель­ность от­вет­ной, ещё бо­лее щед­рой ак­ции – один из ос­нов­ных прин­ци­пов об­ря­дов ти­па пот­ла­ча. Д. вхо­дил в со­став об­ря­дов, имею­щих це­лью ус­та­нов­ле­ние со­ци­аль­ных свя­зей – брач­ных (см. Свадь­ба), ис­кус­ст­вен­но­го род­ст­ва (см. По­бра­тим­ст­во), вас­саль­ных (ом­маж), го­сте­при­им­ст­ва и др. Се­ман­ти­ка да­ра так­же яв­ля­ет­ся важ­ней­шей для об­ря­да жерт­во­при­но­ше­ния.

Лит.: Се­ме­нов Ю. И. Эко­но­ми­че­ская эт­но­ло­гия. М., 1994; Са­линз М. Эко­но­ми­ка ка­мен­но­го ве­ка. М., 2000.

Вернуться к началу