Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 275

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Выдрин

ДАН (в Кот-д’Ивуаре и Гви­нее – яку­ба, в Ли­бе­рии – гио, са­мо­наз­ва­ние – dan), на­род на за­па­де Кот-д’Ивуара (де­пар­та­мен­ты Ман, Да­на­не, Би­ян­ку­ма, Ту­ба) и на се­ве­ре Ли­бе­рии (вос­ток граф­ст­ва Ним­ба). Чис­лен­ность в Кот-д’Ивуаре ок. 800 тыс. чел. (нач. 21 в., оцен­ка), в Ли­бе­рии 150–­200 тыс. чел. Ок. 1 тыс. чел. жи­вут на юго-­вос­то­ке Гви­неи. Го­во­рят на язы­ке дан. В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, до 30% – хри­стиа­не (гл. обр. про­тес­тан­ты), есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты (в осн. в го­ро­дах).

Фото В. Ф. Выдрина Семья дан (группа кла). 2002.
Дан (группа кла). Утреннее совещание деревенской знати. Второй слева – «Владыка Земли», третий – вождь деревни,крайний справа – «Хранитель Священной Рощи». 2002. Фото В. Ф. Выдрина
Фото В. Ф. Выдрина Дан (группа кла). Хранитель священного барабана. 2002.

Со­глас­но уст­ной тра­ди­ции, пра­ро­ди­на Д., как и род­ст­вен­ных на­ро­дов гу­ро, ту­ра, му­ан, уан, – р-н Кла в пре­фек­ту­ре Ту­ба в Кот-д’Ивуаре (жи­ву­щие здесь Д. вы­де­ля­ют­ся в груп­пу с от­чёт­ли­вым са­мо­соз­на­ни­ем). Име­ют тес­ные кон­так­ты с кпел­ле-ко­но, мау, ту­ра и ма­но, с пре­об­ла­да­ни­ем ан­та­го­низ­ма – с ге­ре и уо­бе, от­но­ше­ния шу­точ­но­го род­ст­ва (под­шу­чи­ва­ния) – с гу­ро, му­ан, уан, фуль­бе. В Кот-д’Ивуаре Д. и ту­ра об­ра­зу­ют од­ну из осн. эт­но­по­ли­тич. груп­пи­ро­вок (её пред­ста­ви­тель Ро­бер Геи был вре­мен­ным пре­зи­ден­том в 2000). Тра­диц. куль­ту­ра Д. ти­пич­на для Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Зем­ле­де­лие пре­им. под­сеч­но-ог­не­вое, гл. куль­ту­ра – рис (в т. ч. за­лив­ной), вы­ра­щи­ва­ют так­же ма­ни­ок, ямс, мас­лич­ную паль­му, ара­хис, ба­на­ны-­план­тен, на про­да­жу – ко­фе, ка­као (на юге), ге­вею, оре­хи ко­ла. Боль­шое зна­че­ние со­хра­ня­ет охо­та. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции и руд­ни­ки. Ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, куз­неч­ное де­ло, гон­чар­ст­во, пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву: ста­ту­эт­ки (изо­бра­же­ния жен­щи­ны с ре­бён­ком), ми­ниа­тюр­ные мас­ки-аму­ле­ты (ма), ри­ту­аль­ные лож­ки; мас­ки (на юге – «ске­лет­ных» гео­мет­ри­зи­ро­ван­ных форм; на се­ве­ре – «клас­си­че­ско­го», или «ядер­но­го», сти­ля, с яй­це­вид­ным, за­ост­рён­ным кни­зу ова­лом, вы­со­ким вы­пук­лым лбом, круг­лы­ми гла­за­ми у муж­ских и мин­да­ле­вид­ны­ми – у жен­ских ма­сок). Бы­ло из­вест­но ли­тьё из брон­зы по вос­ко­вой мо­де­ли. Тра­диц. оде­ж­да (до сер. 20 в.) – на­бед­рен­ные по­вяз­ки, празд­нич­ная муж­ская оде­ж­да – бу­бу. Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное и круг­лое, у кла и сев.-вост. яку­ба муж­чи­ны жи­вут в пря­мо­уголь­ных, жен­щи­ны – в круг­лых до­мах. Су­ще­ст­ву­ют круп­ные де­ре­вен­ские об­щи­ны, ко­то­рые объ­е­ди­ня­ют­ся ры­ноч­ны­ми цик­ла­ми в кан­то­ны. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные кла­ны (ка­ж­дый воз­во­дит про­ис­хо­ж­де­ние к ми­фич. пред­ку, име­ет имя и пи­ще­вой за­прет – то­тем), боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, воз­рас­тные клас­сы, тай­ные об­ще­ст­ва, име­ет­ся кас­та ска­зи­те­лей-грио­тов йы, по про­ис­хо­ж­де­нию – из на­ро­дов ман­ден (у кла гри­от­ки за­ни­ма­ют­ся гон­чар­ст­вом). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ти­па ома­ха, на­сле­до­ва­ние от стар­ше­го бра­та к млад­ше­му, брак пат­ри­ло­каль­ный, прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, ле­ви­рат, со­ро­рат, «скры­тая по­ли­ан­д­рия» (тер­пи­мое от­но­ше­ние к со­жи­тель­ст­ву же­ны с млад­ши­ми брать­я­ми му­жа), брач­ный вы­куп, муж­ские и жен­ские ини­циа­ции; важ­ны авун­ку­лат­ные от­но­ше­ния (в т. ч. ри­ту­аль­ная аг­рес­сия пле­мян­ни­ка к дя­де). Рас­про­стра­не­ны культ пред­ков, пред­став­ле­ние о вер­хов­ном бо­же­ст­ве (Аби на за­па­де, Злан на вос­то­ке), ве­ра в кол­ду­нов – по­жи­ра­те­лей душ (ды­мэ), об­ря­ды «охо­ты на кол­ду­нов»; муж­ские мас­ки иг­ра­ют осн. роль в об­ря­дах со­ци­аль­но­го кон­тро­ля. Фольк­лор – этио­ло­гич. и эт­но­ге­не­тич. ми­фы, мо­ра­ли­за­тор­ские рас­ска­зы, сказ­ки. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ба­ра­ба­ны – од­но- и двух­сто­рон­ние, ще­ле­вой, во­дя­ные; ла­мел­ла­фон с ре­зо­на­то­ром из ты­к­вы, ар­фо­лют­ня (ти­па ко­ры), му­зы­каль­ный лук (ган, зио), на­ту­раль­ные тру­бы – из сло­но­во­го бив­ня с вдув­ным от­вер­сти­ем с вог­ну­той сто­ро­ны (вхо­дят в ор­кест­ры де­ре­вен­ских вож­дей), из ро­га ан­ти­ло­пы (во время с.-х. работ); по­пе­реч­ная флей­та (во время воен. действий и обрядов). Рас­про­стра­не­но хо­ро­вое и соль­ное пе­ние, обыч­но с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем (лю­ди вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са мо­гут петь толь­ко в со­про­во­ж­де­нии ор­ке­ст­ра из труб), в основном хва­леб­ные пес­ни (в честь вои­на, охот­ни­ка, но­во­ини­ции­ро­ван­ных де­во­чек и т. п.); осо­бый жанр – пес­ни о трик­сте­ре-Пау­ке. Не­ко­то­рые пес­ни свя­за­ны по про­ис­хо­ж­де­нию с тай­ны­ми об­ще­ст­ва­ми лю­дей-обо­рот­ней. Тан­цы ста­тич­ные, муж­ские и жен­ские.

Лит.: Himmelheber H., Himmelheber U. Die Dan, ein Bauervolk in westafrikanischen Ur­wald. Stuttg., 1958; Zemp H. Musique dan, la musique dans la pensée et la vie sociale d’une société africaine. P., 1971; Marie A. Parenté, échange matrimonial et réciprocité . 1-re par­tie // L’Homme. 1972. Vol. 12. № 3, 4; Deluz A. Variations ivoiriennes sur un théme oma­ha // L’Homme. 1973. Vol. 13. № 3; Вы­дрин В. Ф. Тер­ми­но­ло­гия род­ст­ва и свой­ст­ва в Дан-Гу­эта (Кот-д’Ивуар) // Ad hominem. Па­мя­ти Н. Ги­рен­ко. СПб., 2005.

Вернуться к началу