Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУАЯКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 114

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

ГУАЯКИ́ (на яз. гуа­ра­ни – лес­ные кры­сы; са­мо­наз­ва­ние aché – че­ло­век), на­род груп­пы гуа­ра­ни на во­сто­ке Па­раг­вая (ре­зер­ва­ции Чо­па-Поу, Сер­ро-Мо­ро­ти и Пу­эр­то-Бар­ра в деп-тах Аль­то-Па­ра­на, Каа­гуа­су и Ка­нин­дею). Численность 1,6 тыс. чел. (в нач. 20 в. ок. 1 тыс. чел.). Язык аче, пись­мен­ность на основе лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же па­рагв. гуа­ра­ни. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. куль­тов, до 40% – хри­стиа­не.

До 1960-х гг. на­хо­ди­лись по­чти в пол­ной изо­ля­ции (кро­ме нес­коль­ких групп, жив­ших в ре­зер­ва­ци­ях с нач. 20 в.). Тра­диц. за­ня­тия – охо­та с лу­ком (дли­ной до 2 м; кон­цы упи­ра­ли в зем­лю и в грудь, от­тя­ги­вая се­ре­ди­ну ду­ги но­гой), со­би­ра­тель­ст­во, ры­бо­лов­ст­во; в прош­лом, воз­мож­но, под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (рас­про­стра­ня­ет­ся с кон. 20 в.). Ло­ви­ли и дер­жа­ли в не­во­ле коа­ти (сем. ено­то­вых), ко­то­рых уби­ва­ли в го­лод­ное вре­мя. Из­го­тав­ли­ва­ли ка­мен­ные то­по­ры-мо­ло­ты для до­бы­ва­ния мё­да из ду­пел (реч­ную галь­ку вжив­ля­ли в рас­ту­щее де­ре­во и за­тем вы­ре­за­ли вме­сте с кус­ком де­ре­ва, слу­жив­шим ру­ко­ятью), ве­рёв­ки и ци­нов­ки из во­ло­кон кра­пи­вы, паль­мы бу­тия го­лов­ча­тая (Butia capita­ta) и др. Тра­диц. жи­ли­ще: хи­жи­на с от­кры­ты­ми про­стен­ка­ми под дву­скат­ной кры­шей, одеж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка. В ниж­нюю гу­бу встав­ля­ли ко­стя­ную лаб­рет­ку. Бро­дя­чие род­ствен­ные груп­пы (до 20 чел.) воз­глав­ля­лись ста­рей­ши­на­ми; пи­ща де­ли­лась по­ров­ну меж­ду чле­на­ми груп­пы. Меж­ду груп­па­ми ве­лись вой­ны ра­ди зах­ва­та жен­щин. Встре­ча­ет­ся по­ли­анд­рия (до 3 му­жей), у ста­рей­шин – по­ли­ги­ния. Ре­ли­гия – ве­ра в ду­хов. Бра­ки зак­лю­ча­лись во вре­мя празд­ни­ка – в се­ре­ди­не зи­мы (июль – ав­густ). Прак­ти­ко­ва­лись ини­циа­ции маль­чи­ков (с на­не­се­ни­ем шра­мов на те­ло), эн­до­кан­ни­ба­лизм. В ми­фо­ло­гии мо­ти­вы, ти­пич­ные для Ама­зо­нии (сю­же­ты о ми­ро­вом по­то­пе, за­кон­чив­шем­ся, ког­да за­брав­шие­ся на паль­му лю­ди сбра­сы­ва­ют в во­ду пло­ды; по­яв­ле­нии но­чи из раз­би­то­го со­су­да; пти­цах – род­ствен­ни­ках Гро­ма), со­че­та­ют­ся с ми­фо­ло­гич. мо­ти­ва­ми, ха­рак­тер­ны­ми для се­ве­ро-за­па­да Юж. Аме­ри­ки (Ме­сяц стал ме­нее яр­ким, т. к. Солн­це вы­бил ему глаз). В 20 в. со­кра­ще­ние лес­ных тер­ри­то­рий про­во­ци­ро­ва­ло кон­флик­ты меж­ду Г. и крео­ла­ми, в 1968–72 Г. под­вер­га­лись си­сте­ма­ти­чес­ко­му ист­реб­ле­нию. Вы­жив­шие бы­ли по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ции. Из­бе­га­ют кон­так­тов с внеш­ним ми­ром. В 2000 со­з­да­на орг-ция Г. – Ту­зем­ная ли­га за са­мо­уп­рав­ле­ние, спра­вед­ли­вость и эти­ку.

Лит.: Clasters P. Ethnologies des Indians Gu­ayakí // L’Homme. 1967. Vol. 7. № 4; Kap­lan H., Hill K. Food sharing among Ache fora­gers // Current Anthropology. 1985. Vol. 26. № 2.

Вернуться к началу