Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУАХИ́РО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

ГУАХИ́РО (са­мо­на­зва­ние – wayuu), ара­вак­ский на­род на п-ове Гуа­хи­ра и в окрест­но­стях оз. Ма­ра­кай­бо на се­ве­ро-за­па­де Ве­не­су­элы (штат Су­лия, за­пад шта­тов Ме­ри­да и Тру­хи­льо) и се­ве­ро-вос­то­ке Ко­лум­бии (деп-т Гуа­хи­ра). Чис­лен­ность в Ве­не­су­эле 208 тыс. чел., в Ко­лум­бии 160 тыс. чел. (2006, оцен­ка). Язык – гуа­хи­ро, рас­про­стра­нён так­же исп. язык. Осо­бую под­груп­пу Г. со­став­ля­ют па­ра­уха­но (анью) в рай­оне оз. Си­на­май­ка в Ве­не­су­эле, сме­шан­ные с не­гра­ми и ев­ро­пей­ца­ми (4,6 тыс. чел.), ны­не го­во­ря­щие на исп. язы­ке. При­дер­жи­ва­ют­ся в осн. тра­диц. куль­тов, ок. 30% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­те­стан­ты), 20% – ба­хаи­ты.

Индейцы гуахиро.

По язы­ку близ­ки к ара­ва­кам по­бе­ре­жья Гвиа­ны (при­ка­риб­ской вет­ви). Их ве­ро­ят­ные пред­ки – но­си­те­ли тра­ди­ции Ор­нои­де – пе­ре­се­ли­лись на п-ов Гуа­хи­ра с Ори­но­ко в 3-й четв. 1-го тыс. н. э. Они вы­ра­щи­ва­ли горь­кий ма­ни­ок, адап­ти­ру­ясь к ме­ст­ным ус­ло­ви­ям, вос­при­няли тра­ди­ции бо­лее ран­не­го на­се­ле­ния (охо­та, ры­бо­лов­ст­во, мор. со­би­ра­тель­ст­во, вы­ра­щи­ва­ние ма­нио­ка). Позд­нее на по­лу­ост­ров с вос­то­ка про­ник­ли соз­да­те­ли тра­ди­ции Ран­чои­де (ве­ро­ят­но, ка­ри­бы), вы­ра­щи­вав­шие ку­ку­ру­зу и ас­си­ми­ли­ро­ван­ные не­за­дол­го до по­яв­ле­ния ев­ро­пей­цев. По­сле при­хо­да ис­пан­цев (16 в.) Г. пе­ре­шли к по­лу­ко­че­во­му ско­то­вод­ст­ву, что уни­каль­но для ин­дей­цев Юж. Аме­ри­ки (в осн. круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, так­же ло­ша­ди, ос­лы); скот слу­жит гл. ме­ри­лом бо­гат­ст­ва. За­ни­ма­ют­ся так­же ры­бо­лов­ст­вом (у па­ра­уха­но – осн. про­мы­сел), со­би­ратель­ст­вом, до­бы­чей жем­чу­га и мор. со­ли (в 2005 по­лу­чи­ли экс­клю­зив­ные пра­ва на её раз­ра­бот­ку на Гуа­хи­ре), при до­ста­точ­ном ко­ли­чест­ве во­ды – руч­ным зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, бо­бы, ма­ни­ок), счи­таю­щим­ся ма­ло­пре­стиж­ным за­ня­ти­ем. Раз­ви­ты узор­ное тка­че­ст­во (в т. ч. на про­да­жу), пле­те­ние га­ма­ков, гон­чар­ст­во. Со­хра­ня­ли фак­ти­че­скую по­ли­тич. не­за­ви­си­мость. Су­ще­ст­во­ва­ла 4-уров­не­вая ие­рар­хия: во­ж­ди, эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мые об­щин­ни­ки, за­ви­си­мые об­щин­ни­ки, ра­бы-во­ен­но­плен­ные и их де­ти. С 19 в. пе­ре­се­ля­лись на юж. по­бе­ре­жье оз. Ма­ра­кай­бо для ра­бо­ты на план­та­циях са­хар­но­го тро­ст­ни­ка. С 1930-х гг. ра­бо­та­ют по най­му в с. х-ве, на неф­те­до­бы­че, по­се­ля­ют­ся в го­ро­дах (пре­им. в Ма­ра­кай­бо), где об­ра­зу­ют замк­ну­тые об­щи­ны.

Гуахиро. Ткачество на вертикальном станке.

Тра­диц. жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное или оваль­ное с пле­тё­ны­ми об­ма­зан­ны­ми гли­ной сте­на­ми, во вре­мя пе­ре­ко­чё­вок ис­поль­зу­ют на­ве­сы и за­сло­ны. По­се­ле­ния час­то об­не­се­ны из­го­ро­дью из как­ту­сов. Муж­чи­ны но­сят на­бед­рен­ную по­вяз­ку, плащ, ши­ро­кий по­яс, за ко­то­рым дер­жат лук; во­ло­сы пе­ре­хва­че­ны пле­тё­ным об­ру­чем или шер­стя­ной по­вяз­кой, укра­шен­ной перь­я­ми. Жен­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, по­сле ини­циа­ции – вы­ши­тая. Де­воч­ки пе­ре­вя­зы­ва­ют крест-на­крест длин­ные нит­ки бус из ко­рал­ла, ра­ко­вин, стек­ла (пу­на); но­вые пу­на при­сое­ди­ня­лись с воз­рас­том и в за­ви­си­мо­сти от дос­тат­ка ро­ди­те­лей. Де­лят­ся на мат­ри­ли­ней­ные то­тем­ные кла­ны (апу­ши), ра­нее вла­дев­шие тер­ри­то­рия­ми и ино­гда вое­вав­шие друг с дру­гом. Кла­ны объ­е­ди­ня­ли по 5–8 боль­ших ли­нид­жей во гла­ве с на­след­ст­вен­ны­ми во­ж­дя­ми (пу­чи­пу); ка­ж­дый де­лил­ся на неск. ма­лых (10–30 се­мей), со­став­ляю­щих яд­ро по­се­ле­ния. Брач­ное по­се­ле­ние мат­ри­ло­каль­ное. Жен­щи­ны поль­зу­ют­ся ав­то­ри­те­том, мо­гут вла­деть ско­том. Су­ще­ст­ву­ют авун­ку­лат, по­ли­ги­ния, ини­циа­ции де­ву­шек. Гл. ми­фо­ло­гич. пер­со­наж – куль­тур­ный ге­рой Ма­лей­ва, сре­ди сю­же­тов – о мес­ти ге­ро­ев-близ­не­цов ягуа­рам за убий­ст­во ма­те­ри, о пу­те­ше­ст­вии ге­роя в мир мёрт­вых за умер­шей же­ной, в ниж­ний мир к Хо­зяй­ке оле­ней и др. Ри­ту­аль­ные тан­цы (чи­ча-майя, йон­на) ис­полняются под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­нов. Прак­ти­ку­ют­ся муж­ской (ут­ши) и жен­ский (ут­су) ша­ма­низм, вто­рич­ные по­гре­бе­ния. В Ури­бии (штат Су­лия) празд­ну­ют­ся еже­год­ные фес­ти­ва­ли куль­ту­ры Г. Ак­тив­но уча­ст­ву­ют в ин­дей­ском по­ли­тич. дви­же­нии. Дей­ст­ву­ют эт­но­по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции (Ин­дей­ская ор­га­ни­за­ция ве­не­су­эл. Гуа­хи­ры, Нац. дви­же­ние па­ра­уха­но и др.).

Лит.: Hernández de Alba G. Etnología gua­ji­ra. 2 ed. Bogotá, 1936; Watson-Franke M.-B. The urbanization and liberation of women: a study of urban impact on Guajiro women in Ve­nezue­la. East Lansing, 1986; Folk literature of the Guajiro Indians. Los Ang., 1986. Vol. 1–2.

Вернуться к началу