Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУАЙМИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 103

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

ГУАЙМИ́ (са­мо­на­зва­ние – ngäbe), на­род груп­пы чиб­ча на за­па­де Па­на­мы (ко­мар­ка Нго­бе-Буг­ле), круп­ней­ший ин­дей­ский на­род стра­ны. Де­лит­ся на за­пад­ных Г. (мо­ве­ре, мо­ве; язык – нгэ­бе­ре; 77 тыс. чел. – 2006, оцен­ка) и во­сточ­ных Г. (му­ри­ре, са­ба­не­ро, бо­котá; язык – буг­ле­ре; 39 тыс. чел., в осн. на се­ве­ре пров. Ве­ра­гу­ас); под­груп­па са­ба­не­ро на вос­то­ке пров. Чи­ри­ки поч­ти ас­си­ми­ли­ро­ва­на мо­ве­ре. 7,2 тыс. чел. жи­вут на юге Кос­та-Ри­ки (пров. Пун­та­ре­нас, в т. ч. в ре­зер­ва­ции Аль­то-Ла­гу­на на п-ове Оса). Пись­мен­ность с 1970-х гг. на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Го­во­рят так­же на исп. яз., часть – на англ. яз. Г. – ка­то­ли­ки.

Индейцы гуайми. Женщина с ребёнком.

До исп. за­вое­ва­ния, воз­мож­но, род­ст­вен­ные Г. на­ро­ды бы­ли рас­се­ле­ны по всей тер­ри­то­рии Зап. и Центр. Па­на­мы; на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье Центр. Па­на­мы име­ли куль­ту­ру, вос­хо­дя­щую к куль­ту­ре Кок­ле: во­ж­де­ст­ва, знать, круп­ные по­се­ле­ния (до 1000 чел.), пат­ри­ар­халь­ное раб­ст­во, из­го­тов­ле­ние зо­ло­тых ук­ра­ше­ний, по­ли­хром­ной ке­ра­ми­ки. В 17 в. у Г. бы­ли во­ж­ди, с 19 в. до 1930-х гг. – но­ми­наль­ный вер­хов­ный вождь. В 17–18 вв. Г. час­тич­но бы­ли по­се­ле­ны мис­сио­не­ра­ми в по­сёл­ки-ре­дук­ции, но ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ние ис­пан­цам до нач. 19 в. В 19 – нач. 20 вв. в гор­ных рай­онах Чи­ри­ки и Бо­кас-дель-То­ро фак­ти­че­ски не­за­ви­си­мы; в Ве­ра­гу­ас ак­куль­ту­ра­ция Г. шла ин­тен­сив­нее. С нач. 20 в. мно­гие Г. пе­ре­се­ля­лись в Кос­та-Ри­ку. В сер. 20 в. Г. раз­де­ля­лись на груп­пы, управ­ляе­мые на­зна­чае­мы­ми вла­стя­ми кор­ре­хи­до­ра­ми, в 1997 до­би­лись об­ра­зо­ва­ния са­мо­управ­ляю­щей­ся ре­зер­ва­ции (ко­мар­ка Нго­бе-Буг­ле). С 1979 дей­ст­ву­ет Кон­гресс гу­ай­ми. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев цир­кум­ка­риб­ско­го ре­гио­на, луч­ше со­хра­ня­ет­ся во внутр. гор­ных рай­онах у зап. Г. Осн. тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (фа­соль, ку­ку­ру­за, слад­кий ма­ни­ок, ты­к­ва, в го­рах – клуб­не­плод ксан­то­со­ма и пер­си­ко­вая паль­ма; в 17 в. поя­ви­лись рис и ба­на­ны, в 20 в. на ка­риб­ском по­бе­ре­жье – та­ро, ко­фе), охо­та (в 19 в. те­ря­ет зна­че­ние), ры­бо­лов­ст­во. Мя­со и ры­бу су­шат на ог­не впрок, ре­же – со­лят, из пло­дов пер­си­ко­вой паль­мы го­то­вят пи­во. С 19 в. раз­во­дят кур, сви­ней, на про­да­жу – круп­ный ро­га­тый скот. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка (в т. ч. из та­пы), жен­ская одеж­да – длин­ная руба­ха с ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми и гео­мет­рич. ап­пли­ка­ци­ей по во­ро­ту. По празд­ни­кам рас­кра­ши­ва­ли ли­цо крас­ной крас­кой. Ха­рак­тер­но муж­ское ук­ра­ше­ние ча­ки­ра из рас­кра­шен­ных кам­ней, ра­ко­вин и т. п., ны­не – из би­се­ра. Так­же пле­тут сум­ки (ча­ка­ра) из во­ло­кон эх­меи (сем. бро­ме­лие­вых). Тра­диц. по­се­ле­ние пред­став­ля­ло со­бой боль­ше­се­мей­ную об­щи­ну, пер­во­на­чаль­но – боль­шой круг­лый дом с ко­нич. кры­шей, увен­чан­ной гли­ня­ным со­су­дом; ны­не со­сто­ит из 6–8 пря­мо­уголь­ных до­мов с зем­ля­ным по­лом и кар­кас­ны­ми сте­на­ми (часть про­стен­ков от­кры­та), ино­гда – свай­ных. Брак ви­ри­ло­каль­ный, часто с отработкой му­жа в доме жены. Ха­рак­те­рен об­мен­ный брак, встре­ча­ют­ся по­ли­ги­ния (в т. ч. со­ро­раль­ная) и ле­ви­рат, обычаи избегания между старшими и младшими свойственниками. Традиц. празд­ни­ки – баль­се­рия (ве­ро­ят­но, вос­хо­дя­щий к муж­ским ри­туа­лам с ис­поль­зо­ва­ни­ем гор­нов из ра­ко­вин), чи­че­рия (об­щий «пив­ной» празд­ник), ини­циа­ции де­ву­шек, в про­шлом – юно­шей (уро­те); кос­мо­го­нич. ми­фы (о про­ис­хо­ж­де­нии лю­дей из по­се­ян­ных бо­гом се­мян; о воз­не­се­нии на не­бо Солн­ца и Ме­ся­ца; ми­ро­вом по­жа­ре, огонь ко­то­ро­го со­хра­ня­ет жа­ба, и др.). Под влия­ни­ем ша­ма­нов (су­кия) в 1961 рас­про­стра­ни­лось син­кре­тич. мес­сиа­ни­ст­ское дви­же­ние ма­ма-чи. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во на ба­на­но­вые план­та­ции и фер­мы, от­дель­ные Г. жи­вут в го­ро­дах, по­лу­ча­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

Лит.: Yuong P. D. Ngawbe: tradition and chan­ge among the Western Guaimí of Panama. Ur­ba­na, 1971; idem. Notes on Guaimí traditional culture // Adaptive radiations in prehistoric Panama. Camb., 1980.

Вернуться к началу