ГУАЙМИ́
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУАЙМИ́ (самоназвание – ngäbe), народ группы чибча на западе Панамы (комарка Нгобе-Бугле), крупнейший индейский народ страны. Делится на западных Г. (мовере, мове; язык – нгэбере; 77 тыс. чел. – 2006, оценка) и восточных Г. (мурире, сабанеро, бокотá; язык – буглере; 39 тыс. чел., в осн. на севере пров. Верагуас); подгруппа сабанеро на востоке пров. Чирики почти ассимилирована мовере. 7,2 тыс. чел. живут на юге Коста-Рики (пров. Пунтаренас, в т. ч. в резервации Альто-Лагуна на п-ове Оса). Письменность с 1970-х гг. на основе лат. графики. Говорят также на исп. яз., часть – на англ. яз. Г. – католики.
До исп. завоевания, возможно, родственные Г. народы были расселены по всей территории Зап. и Центр. Панамы; на тихоокеанском побережье Центр. Панамы имели культуру, восходящую к культуре Кокле: вождества, знать, крупные поселения (до 1000 чел.), патриархальное рабство, изготовление золотых украшений, полихромной керамики. В 17 в. у Г. были вожди, с 19 в. до 1930-х гг. – номинальный верховный вождь. В 17–18 вв. Г. частично были поселены миссионерами в посёлки-редукции, но оказывали сопротивление испанцам до нач. 19 в. В 19 – нач. 20 вв. в горных районах Чирики и Бокас-дель-Торо фактически независимы; в Верагуас аккультурация Г. шла интенсивнее. С нач. 20 в. многие Г. переселялись в Коста-Рику. В сер. 20 в. Г. разделялись на группы, управляемые назначаемыми властями коррехидорами, в 1997 добились образования самоуправляющейся резервации (комарка Нгобе-Бугле). С 1979 действует Конгресс гуайми. Традиц. культура типична для индейцев циркумкарибского региона, лучше сохраняется во внутр. горных районах у зап. Г. Осн. традиц. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (фасоль, кукуруза, сладкий маниок, тыква, в горах – клубнеплод ксантосома и персиковая пальма; в 17 в. появились рис и бананы, в 20 в. на карибском побережье – таро, кофе), охота (в 19 в. теряет значение), рыболовство. Мясо и рыбу сушат на огне впрок, реже – солят, из плодов персиковой пальмы готовят пиво. С 19 в. разводят кур, свиней, на продажу – крупный рогатый скот. Традиц. мужская одежда – набедренная повязка (в т. ч. из тапы), женская одежда – длинная рубаха с короткими рукавами и геометрич. аппликацией по вороту. По праздникам раскрашивали лицо красной краской. Характерно мужское украшение чакира из раскрашенных камней, раковин и т. п., ныне – из бисера. Также плетут сумки (чакара) из волокон эхмеи (сем. бромелиевых). Традиц. поселение представляло собой большесемейную общину, первоначально – большой круглый дом с конич. крышей, увенчанной глиняным сосудом; ныне состоит из 6–8 прямоугольных домов с земляным полом и каркасными стенами (часть простенков открыта), иногда – свайных. Брак вирилокальный, часто с отработкой мужа в доме жены. Характерен обменный брак, встречаются полигиния (в т. ч. сороральная) и левират, обычаи избегания между старшими и младшими свойственниками. Традиц. праздники – бальсерия (вероятно, восходящий к мужским ритуалам с использованием горнов из раковин), чичерия (общий «пивной» праздник), инициации девушек, в прошлом – юношей (уроте); космогонич. мифы (о происхождении людей из посеянных богом семян; о вознесении на небо Солнца и Месяца; мировом пожаре, огонь которого сохраняет жаба, и др.). Под влиянием шаманов (сукия) в 1961 распространилось синкретич. мессианистское движение мама-чи. Развито отходничество на банановые плантации и фермы, отдельные Г. живут в городах, получают высшее образование.