Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИО́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 20

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Зубко

ГРИО́ЛЬ (Griaule) Мар­сель (16.5.1898, Эзи-сюр-Ар­ман­сон, Франция – 22.2.1956, Па­риж), франц. ан­тро­по­лог-аф­ри­ка­нист. За­нял­ся ан­тро­по­ло­ги­ей под влия­ни­ем М. Ко­эна и М. Мос­са. Окон­чил Нац. шко­лу вост. язы­ков (1927) и Прак­тич. шко­лу выс­ших ис­сле­до­ва­ний (1933). Один из ос­но­ва­те­лей (1930) и ге­не­раль­ный сек­ре­тарь Об-ва аф­ри­ка­ни­стов. Пер­вым из франц. эт­но­ло­гов на проф. ос­но­ве изу­чал тра­диц. куль­ту­ры в по­ле­вых ус­ло­ви­ях; со­вер­шил экс­пе­ди­ции в Эфио­пию (1928) и че­рез всю Су­дан­скую обл. (Да­кар – Джи­бу­ти, 1931–33; кол­лек­ция – в Эт­но­гра­фич. му­зее Тро­ка­де­ро, ны­не – Му­зей че­ло­ве­ка), по­сле ко­то­рых его дея­тель­ность бы­ла по­свя­ще­на гл. обр. ис­сле­до­ва­нию до­го­нов (1935, 1936–37, 1938–39). При­ме­нял но­ва­тор­скую ме­тоди­ку меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го ис­сле­до­ва­ния ду­хов­ной куль­ту­ры, при­вле­кая лин­гвис­тов, му­зы­ко­ве­дов, ар­хео­ло­гов; ввёл в прак­ти­ку ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние точ­ных ме­то­дов ау­дио­ви­зу­аль­ной фик­са­ции (ви­зу­аль­ная ан­тро­по­ло­гия). В 1939–40 слу­жил в авиа­ции на фрон­те. Шко­ла Г. во мно­гом сло­жи­лась бла­го­да­ря его пре­по­да­ва­нию в Па­риж­ском ун-те (с 1940), где он в 1942 воз­гла­вил ка­фед­ру эт­но­ло­гии. В 1946 во­зоб­но­вил ра­бо­ту сре­ди до­го­нов, на ос­но­ве рас­ска­зов сво­его ин­фор­ма­то­ра Ого­тем­ме­ли соз­дал клас­сич. ис­сле­до­ва­ние до­гон­ских ми­фов и кос­мо­го­нии («Бог во­ды», 1948). В 1950–56 воз­глав­лял экс­пе­ди­цию Нац. цен­тра на­уч. ис­сле­до­ва­ний на суд­не «Ман­но­го» в устье р. Ни­гер. Г. со­б­ра­на уни­каль­ная кол­лек­ция ми­фов до­го­нов; прой­дя об­ряд по­свя­ще­ния в жре­цы, он по­лу­чил дос­туп к до­гон­ским са­краль­ным тек­стам. Его кон­цеп­ция до­гон­ской ми­фо­ло­гии об­на­ру­жи­ва­ет бли­зость струк­ту­ра­лиз­му: он по­ни­мал ми­фы как кос­мо­ло­гич. мо­дель, пред­став­лен­ную в раз­ных вер­си­ях разл. ко­да­ми. От­ра­же­ние ми­фо­ло­гич. сим­во­ли­ки до­го­нов он на­хо­дил в пет­ро­гли­фах Бан­диа­га­ры. По­сле смер­ти Г. до­го­ны со­вер­ши­ли по не­му свою по­гре­баль­ную це­ре­мо­нию.

Соч.: Les Flambeurs d’hommes. P., 1934. L., 1935; Jeux et divertissements abyssins. P., 1935; Jeux dogons. P., 1938; Masques dogons. P., 1938; Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotem­mêli. P., 1948; Conversations with Ogotem­mêli: An introduction to Dogon religious ideas. L., 1965. L., 1975; Le renard pêle. P., 1965 (avec G. Dieterlen).

Лит.: Ша­рев­ская БИ. Эт­но­гра­фи­че­ский ме­тод М. Грио­ля и во­про­сы ме­то­до­ло­гии со­вре­мен­ной фран­цуз­ской эт­но­гра­фии // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1962. № 6; Leubef J.-P. M. Gri­aule // Ethnologiques: hommages à M. Griaule. P., 1987; Fiemeyer I. M. Griaule: citoyen dogon. Arles, 2004.

Вернуться к началу