ВАЯ́НГ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЯ́НГ (яванское – божество, дух, дух предка), яванский традиц. театр. Упоминается с 9 в., по-видимому, заимствован из Индии. От яванцев проник на соседние острова (Бали, Мадуру и др.) и Малаккский п-ов. Древнейший вид – В.-пурво (вероятно, от санскр. «парва» – назв. книг «Махабхараты»), или В.-кулит (букв. – ‘кожа, шкура’), – представление пергаменных тростевых кукол «ваянг», ошибочно называемое теневым театром. Первоначально В.-кулит развивался при дворах правителей, затем в сельской среде. Современная его форма сложилась к 16 в. в исламизированных гор. центрах сев. побережья Явы и по мере распространения ислама стала известна по всему острову. Др. виды: В.-голек (представление объёмных дерев. кукол; наиболее распространён у сундов), В.-вонг (представление живых актёров), В.-топенг (представление масок) и др. Даланг – человек, устраивающий представление В. (управляющий куклами, произносящий и поющий текст, руководящий оркестром-гамеланом), – в средние века занимал высокую придворную должность, позднее вёл странствующий образ жизни и приглашался общиной по поводу важных событий (рождения, свадьбы и т. п.). Представлению всегда предшествовали магич. действия (жертвоприношения и др.). Представления сопровождались игрой гамелана, продолжались всю ночь, на них обычно присутствовала вся община (мужчины садились перед экраном, позади даланга и гамелана, женщины и посторонние – за экраном и потому могли видеть только тени кукол). Пьесы (лакон) имели канонич. форму (3-частное деление, последовательность построения сцен, формульность). Сюжеты лаконов передавались устной традицией, образовывали циклы, героями которых выступали индуистские и яванские боги, персонажи др.-яванского и индийского эпоса, в т. ч. «Махабхараты» и «Рамаяны». Важную роль играют комич. персонажи – слуги-пунокаван, дающие советы героям, делающие злободневные комментарии к действию и т. п. Ныне В. сохраняет в осн. развлекат. характер.