Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЯ́НГ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 676-677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Изготовление куклы «ваянг».
Пергаменная кукла «ваянг».

ВАЯ́НГ (яван­ское – бо­же­ст­во, дух, дух пред­ка), яван­ский тра­диц. те­атр. Упо­ми­на­ет­ся с 9 в., по-ви­ди­мо­му, за­им­ст­во­ван из Ин­дии. От яван­цев про­ник на со­сед­ние ост­ро­ва (Ба­ли, Ма­ду­ру и др.) и Ма­лакк­ский п-ов. Древ­ней­ший вид – В.-пур­во (ве­ро­ят­но, от санскр. «пар­ва» – назв. книг «Ма­хаб­ха­ра­ты»), или В.-ку­лит (букв. – ‘ко­жа, шкура’), – пред­став­ле­ние пер­га­мен­ных тро­сте­вых ку­кол «ва­янг», оши­боч­но на­зы­вае­мое те­не­вым те­ат­ром. Пер­во­на­чаль­но В.-ку­лит раз­ви­вал­ся при дво­рах пра­ви­те­лей, за­тем в сель­ской сре­де. Со­вре­мен­ная его фор­ма сло­жи­лась к 16 в. в ис­ла­ми­зи­рован­ных гор. цен­трах сев. по­бе­ре­жья Явы и по ме­ре рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма ста­ла из­вест­на по все­му ост­ро­ву. Др. ви­ды: В.-го­лек (пред­став­ле­ние объ­ём­ных де­рев. ку­кол; наи­бо­лее рас­про­стра­нён у сун­дов), В.-вонг (пред­став­ле­ние жи­вых ак­тё­ров), В.-то­пенг (пред­став­ле­ние ма­сок) и др. Да­ланг – че­ло­век, уст­раи­ваю­щий пред­став­ле­ние В. (управ­ляю­щий кук­ла­ми, про­из­но­ся­щий и по­ющий текст, ру­ко­во­дя­щий ор­ке­ст­ром-га­ме­ла­ном), – в сред­ние ве­ка за­ни­мал вы­со­кую при­двор­ную долж­ность, позд­нее вёл стран­ст­вую­щий об­раз жиз­ни и при­гла­шал­ся об­щи­ной по по­во­ду важ­ных со­бы­тий (ро­ж­де­ния, свадь­бы и т. п.). Пред­став­ле­нию все­гда пред­ше­ст­во­ва­ли ма­гич. дей­ст­вия (жерт­во­при­но­ше­ния и др.). Пред­став­ле­ния со­про­во­ж­да­лись иг­рой га­ме­ла­на, про­дол­жа­лись всю ночь, на них обыч­но при­сут­ст­во­ва­ла вся об­щи­на (муж­чи­ны са­ди­лись пе­ред эк­ра­ном, по­за­ди да­лан­га и га­ме­ла­на, жен­щи­ны и по­сто­рон­ние – за эк­ра­ном и по­то­му мог­ли ви­деть толь­ко те­ни ку­кол). Пье­сы (ла­кон) име­ли кано­нич. фор­му (3-ча­ст­ное де­ле­ние, по­сле­до­ва­тель­ность по­строе­ния сцен, фор­муль­ность). Сю­же­ты ла­ко­нов пе­ре­да­ва­лись уст­ной тра­ди­ци­ей, об­ра­зо­вы­ва­ли цик­лы, ге­роя­ми ко­то­рых вы­сту­пали ин­дуи­ст­ские и яван­ские бо­ги, пер­со­на­жи др.-яван­ско­го и ин­дий­ско­го эпо­са, в т. ч. «Ма­ха­бха­ра­ты» и «Ра­мая­ны». Важ­ную роль иг­ра­ют ко­мич. пер­со­на­жи – слу­ги-пу­но­ка­ван, даю­щие со­ве­ты ге­ро­ям, де­лаю­щие зло­бо­днев­ные ком­мен­та­рии к дей­ст­вию и т. п. Ны­не В. со­хра­ня­ет в осн. раз­вле­кат. ха­рак­тер.

Лит.: Со­ло­мо­ник И. Н. Тра­ди­ци­он­ный те­атр ку­кол Вос­то­ка. Ос­нов­ные ви­ды те­ат­ра пло­ских изо­бра­же­ний. М., 1983.

Вернуться к началу