Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАРРА́У

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 611-612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

ВАРРА́У (ва­рао, уа­рао, гуа­рао, гуа­рау­но; букв. – лю­ди ло­док), ин­дей­ский на­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ве­не­су­элы (шта­ты Дель­та-Ама­ку­ро, Сук­ре, Мо­на­гас). Чис­лен­ность 27 тыс. чел. (2005, оцен­ка). Жи­вут в осн. в дель­те р. Ори­но­ко. Про­жи­ва­ют так­же в Гай­а­не (5 тыс. чел.) и при­гра­нич­ных рай­онах Су­ри­на­ма (0,4 тыс. чел.). Язык изо­ли­ро­ван­ный, диа­лек­ты – соб­ст­вен­но вар­рау (гуа­сай), ма­риу­са, ара­гу­ао, хоа­на­рау, ко­куи­на. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки (с 1980-х гг.). Ок. 50% го­во­рят так­же по-ис­пан­ски, в Гай­а­не и Су­ри­на­ме рас­про­стра­нён гай­ан­ский кре­оль­ский яз. В. – ка­то­ли­ки (с 1925).

Женщина варрау, плетущая корзину.

В. – по­том­ки до­зем­ле­дель­че­ско­го на­се­ле­ния се­ве­ро-вос­то­ка Юж. Аме­ри­ки, в 1-м тыс. до н. э. вы­тес­нен­но­го ара­ва­ка­ми и ка­ри­ба­ми и со­хра­нив­ше­го­ся на ма­ло­при­год­ных для зем­ле­де­лия за­бо­ло­чен­ных по­бе­режь­ях и в реч­ных дель­тах. Тип куль­ту­ры В. (спе­циа­ли­зир. со­би­рате­ли дель­ты, ры­бо­ло­вы и охот­ни­ки), по кос­вен­ным дан­ным, сфор­ми­ро­вал­ся ок. 4-го тыс. до н. э. (су­дя по за­се­ле­нию Ан­тиль­ских о-вов, в это вре­мя по­яв­ля­ют­ся боль­шие лод­ки). Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 16 в. В 18 в. на­счи­ты­ва­ли 25–30 тыс. чел. До сер. 20 в. осн. ис­точ­ни­ком жиз­не­обес­пе­че­ния бы­ла паль­ма Mauritia flexuosa (мо­ри­че, ита): съе­доб­ный крах­мал (юру­ма) из серд­це­ви­ны ство­ла, ли­чин­ки жу­ков в гнию­щих ство­лах, пло­ды, сок для ал­ко­голь­но­го на­пит­ка, во­лок­но для пле­те­ния, дре­ве­си­на для по­стро­ек, ло­док, лу­ков и стрел. За­ни­ма­лись так­же охо­той (в т. ч. с со­ба­ка­ми), ры­бо­лов­ст­вом, охо­той на ла­ман­ти­нов, на за­па­де, в ме­нее за­бо­ло­чен­ной час­ти дель­ты, – руч­ным зем­ле­де­ли­ем (ма­ни­ок). С 1920-х гг. пе­ре­хо­дят к вы­ра­щи­ва­нию за­ве­зён­но­го из По­ли­не­зии та­ро. Рас­про­стра­не­на ра­бо­та на план­таци­ях и ле­со­за­го­тов­ках (с кон. 19 в.). Раз­ви­ты пле­те­ние (кор­зи­ны, га­ма­ки), строи­тель­ст­во долб­лё­ных ло­док с на­ши­ты­ми до­ща­ты­ми бор­та­ми (дли­на до 15 м, вме­сти­мость до 100 чел.). Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка из лу­бя­ной ма­те­рии; жи­ли­ще – от­кры­тые по­мос­ты на не­вы­со­ких сва­ях под дву­скат­ной кры­шей, во вре­мя на­вод­не­ний строи­ли врем. убе­жи­ща на де­ревь­ях. Брак до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка мат­ри­ло­каль­ный, за­тем – не­оло­каль­ный, рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния. Ло­каль­ные груп­пы (по 25–60 чел.), в осн. эк­зо­гам­ные, воз­глав­ляв­шие­ся ста­рей­ши­на­ми, жи­ли в отд. по­се­ле­ни­ях, объ­е­ди­ня­лись в пле­ме­на (все­го до 20), со­би­ра­лись в пле­мен­ных цен­трах для еже­год­ных ри­туа­лов. В ка­ж­дом цен­тре име­лись де­рев. по­мост для ри­ту­аль­ных тан­цев и двух­этаж­ное свя­ти­ли­ще (куа­и­ха­но­ко): на 1-м эта­же хра­ни­лись за­па­сы юру­мы, на 2-м – ка­мень, во­пло­щав­ший ду­ха-по­кро­ви­те­ля пле­ме­ни, и ша­ман­ские ат­ри­бу­ты (дос­туп сю­да име­ли в осн. ша­ма­ны). Во вре­мя ри­туа­лов муж­чи­ны иг­ра­ли на ду­хо­вых ин­стру­мен­тах (флей­ты из кос­ти и тро­ст­ни­ка, в т. ч. с ре­зо­на­то­ром из ка­ле­ба­са, сви­ст­ки, ра­ко­ви­ны-тру­бы). С кон. 20 в. гл. муз. ин­ст­ру­мент – за­им­ст­во­ван­ная у кре­о­лов скрип­ка. Ме­ж­ду муж­чи­на­ми раз­ных групп про­во­ди­лись ри­ту­аль­ные по­един­ки. Су­ще­ст­во­ва­ла ие­рар­хия ша­ма­нов (жре­цы – ор­га­ни­за­то­ры це­ре­мо­ний, выс­шая и низ­шая ка­те­го­рии зна­ха­рей); к ним бы­ли близ­ки по ста­ту­су мас­те­ра – из­го­то­ви­те­ли ло­док. Важ­ную роль в ша­ман­ских об­ря­дах иг­ра­ло ку­ре­ние та­ба­ка. По­кой­ни­ков хо­ро­ни­ли за­вёр­ну­ты­ми в га­мак в лод­ке на стол­бах, ино­гда за­ры­ва­ли под до­мом, а дом сжи­га­ли, ухо­дя на но­вое ме­сто; кос­ти ста­рей­шин ос­тав­ля­ли в га­ма­ках вме­сте с ук­ра­ше­ния­ми из перь­ев и зо­ло­та. Для кос­мо­ло­гии ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о зем­ле, ок­ру­жён­ной во­дой, с 4 го­ра­ми по сто­ро­нам све­та, на ко­то­рых жи­вут пред­ки (ка­но­бо, букв. – на­ши ста­ри­ки); о змее, коль­цом ок­ру­жаю­щем зем­лю; о хто­ни­че­ской бо­ги­не в об­ли­ке ро­га­той змеи в ос­но­ва­нии зем­ли; ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии пер­вых лю­дей с не­ба, об­ре­те­нии солн­ца и но­чи, соз­да­нии пер­вой жен­щи­ны из де­ре­ва и др.

С 1970-х гг. уси­ли­лась ак­куль­ту­ра­ция, ми­гра­ция в го­ро­да (пре­им. в Ка­ракас). В 1997 соз­да­ли Со­юз ту­зем­но­го на­ро­да ва­рао для за­щи­ты сво­ей тер­ри­то­рии от дея­тель­но­сти неф­тя­ных ком­па­ний.

Лит.: Demographic and biological studies of the Warao Indians / Ed. J. Wilbert, M. Lay­risse. Los Ang., 1980; Heinen H. D. Oko Wa­rao: marshland people of the Orinoco Delta. Münster, 1988; Wilbert J. Mystic endowment: religious ethnography of the Warao Indians. Camb. (Mass.), 1993; Olsen DA. Music of the Warao of Venezuela. Gainesville, 1996.

Вернуться к началу