ВАРРА́У
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАРРА́У (варао, уарао, гуарао, гуарауно; букв. – люди лодок), индейский народ на северо-востоке Венесуэлы (штаты Дельта-Амакуро, Сукре, Монагас). Численность 27 тыс. чел. (2005, оценка). Живут в осн. в дельте р. Ориноко. Проживают также в Гайане (5 тыс. чел.) и приграничных районах Суринама (0,4 тыс. чел.). Язык изолированный, диалекты – собственно варрау (гуасай), мариуса, арагуао, хоанарау, кокуина. Письменность на основе лат. графики (с 1980-х гг.). Ок. 50% говорят также по-испански, в Гайане и Суринаме распространён гайанский креольский яз. В. – католики (с 1925).
В. – потомки доземледельческого населения северо-востока Юж. Америки, в 1-м тыс. до н. э. вытесненного араваками и карибами и сохранившегося на малопригодных для земледелия заболоченных побережьях и в речных дельтах. Тип культуры В. (специализир. собиратели дельты, рыболовы и охотники), по косвенным данным, сформировался ок. 4-го тыс. до н. э. (судя по заселению Антильских о-вов, в это время появляются большие лодки). Контакты с испанцами с 16 в. В 18 в. насчитывали 25–30 тыс. чел. До сер. 20 в. осн. источником жизнеобеспечения была пальма Mauritia flexuosa (мориче, ита): съедобный крахмал (юрума) из сердцевины ствола, личинки жуков в гниющих стволах, плоды, сок для алкогольного напитка, волокно для плетения, древесина для построек, лодок, луков и стрел. Занимались также охотой (в т. ч. с собаками), рыболовством, охотой на ламантинов, на западе, в менее заболоченной части дельты, – ручным земледелием (маниок). С 1920-х гг. переходят к выращиванию завезённого из Полинезии таро. Распространена работа на плантациях и лесозаготовках (с кон. 19 в.). Развиты плетение (корзины, гамаки), строительство долблёных лодок с нашитыми дощатыми бортами (длина до 15 м, вместимость до 100 чел.). Традиц. одежда – набедренная повязка из лубяной материи; жилище – открытые помосты на невысоких сваях под двускатной крышей, во время наводнений строили врем. убежища на деревьях. Брак до рождения первого ребёнка матрилокальный, затем – неолокальный, распространена полигиния. Локальные группы (по 25–60 чел.), в осн. экзогамные, возглавлявшиеся старейшинами, жили в отд. поселениях, объединялись в племена (всего до 20), собирались в племенных центрах для ежегодных ритуалов. В каждом центре имелись дерев. помост для ритуальных танцев и двухэтажное святилище (куаиханоко): на 1-м этаже хранились запасы юрумы, на 2-м – камень, воплощавший духа-покровителя племени, и шаманские атрибуты (доступ сюда имели в осн. шаманы). Во время ритуалов мужчины играли на духовых инструментах (флейты из кости и тростника, в т. ч. с резонатором из калебаса, свистки, раковины-трубы). С кон. 20 в. гл. муз. инструмент – заимствованная у креолов скрипка. Между мужчинами разных групп проводились ритуальные поединки. Существовала иерархия шаманов (жрецы – организаторы церемоний, высшая и низшая категории знахарей); к ним были близки по статусу мастера – изготовители лодок. Важную роль в шаманских обрядах играло курение табака. Покойников хоронили завёрнутыми в гамак в лодке на столбах, иногда зарывали под домом, а дом сжигали, уходя на новое место; кости старейшин оставляли в гамаках вместе с украшениями из перьев и золота. Для космологии характерны представления о земле, окружённой водой, с 4 горами по сторонам света, на которых живут предки (канобо, букв. – наши старики); о змее, кольцом окружающем землю; о хтонической богине в облике рогатой змеи в основании земли; мифы о происхождении первых людей с неба, обретении солнца и ночи, создании первой женщины из дерева и др.
С 1970-х гг. усилилась аккультурация, миграция в города (преим. в Каракас). В 1997 создали Союз туземного народа варао для защиты своей территории от деятельности нефтяных компаний.