Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 481-482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Закурдаев

ВА (кит. и бирм. – ва, тай­ское – ла­ва, ка­ва и др.; са­мо­на­зва­ния в Ки­тае и Мьян­ме – ава, аво, авац­хай; бу­жао, или ба­жао; па­лаунг и др.; в Таи­лан­де – ла­вей, аха­ло, ла­во, ло, пха и др.), мон-кхмер­ский на­род на се­ве­ро-вос­то­ке Мьян­мы (нац. об­ласть Шан; 600 тыс. чел. – 1990, оцен­ка), юго-за­па­де Ки­тая (в осн. в пров. Юнь­нань: уез­ды Шу­анц­зян, Гэн­ма, Цанъ­юань, Юндэ, Чжэнькан – в р-не Линьцан; Си­мын, Мэн­ли­энь – в р-не Сы­мао; 351 тыс. чел. – 1998, пе­ре­пись) и се­ве­ро-за­па­де Таи­лан­да (пров. Чи­ан­гмай; 20 тыс. чел. – 1998, оцен­ка). Де­лят­ся на груп­пы: бу­жао (уезды Гэн­ма, Цанъ­юань, Шу­анц­зян в Ки­тае; Мьян­ма), ава (уезды Си­мын, Мэн­ли­энь в Ки­тае; Мьян­ма), ва (уезды Юн­дэ, Чжэнь­кан) и др. Го­во­рят на язы­ках вет­ви пала­унг-ва мон-кхмер­ских язы­ков: ва (груп­пы соб­ст­вен­но ва в уездах Юн­дэ и Чжэнь­кан; пала­унг в уез­дах Цанъ­юань, Гэн­ма, Шуан­ц­зян; ка­ва в Мьян­ме), зап. ла­ва (груп­пы ава в р-не Сы­мао и ла­ва в Таи­лан­де) и вост. ла­ва (Таи­ланд). Пись­мен­ность с 1958 на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Рас­про­стра­не­ны кит., бирм. и тай­ский язы­ки. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, есть хри­стиа­не и буд­ди­сты.

Ритуальный барабан-мугу. Деревня Юнбуло (Китай, Симын). 2001. Фото А. А. Закурдаева
Молодые ва, играющие на барабане. На заднем плане – череп буйвола и надпись:«Люди, вышедшие из пещеры». Деревня Юнбуло (Китай, Симын). 2001. Фото А. А. Закурдаева

Пред­ки В. – ко­рен­ное на­се­ле­ние Ин­до­ки­тая (ими, ве­ро­ят­но, ос­тав­ле­ны на­скаль­ные ри­сун­ки 1-го тыс. до н. э.), сло­жи­лись в эт­нич. общ­ность (ван­мань) в 6–13 вв. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. В Ки­тае В. раз­де­ля­ют на ака­ва («боль­шие ва») – гор­цев и сяо­ка­ва («ма­лые ва») – рав­нин­ных. Часть жи­вёт в го­ро­дах (Си­мын, Цанъ­юань). Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное зем­ле­де­лие, в го­рах – под­сеч­но-ог­не­вое, на рав­ни­нах – по­лив­ное тер­рас­ное. Осн. куль­ту­ра – рис. В ри­ту­аль­ных це­лях раз­во­дят круп­ный ро­га­тый скот, в го­рах за­ни­ма­ют­ся охо­той и со­би­ра­тель­ст­вом. Тра­диц. по­се­ле­ния рас­по­ло­же­ны на вер­ши­нах гор, ра­нее бы­ли ок­ру­же­ны час­то­ко­лом, до­ма свай­ные, кар­кас­ные из бам­бу­ка, со­ло­мен­ная кры­ша спус­ка­ет­ся поч­ти до зем­ли. В цен­тре по­се­ле­ния – дом по­ли­тич. и ре­лиг. ли­де­ров (да­фан, букв. – боль­шой дом) и му­гу­фан – дом, в ко­то­ром хра­нят­ся ри­ту­аль­ные ба­ра­ба­ны (му­гу), че­ре­па, на сте­нах – изо­бра­же­ния пер­во­пред­ков. В не­ко­то­рых по­се­ле­ни­ях – ал­леи че­ре­пов. Об­щи­ны воз­глав­ля­ют­ся вы­бор­ным ста­рей­ши­ной, во­ен. вож­дём (уаланг) и кол­ду­ном (мо­ба). Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные родств. груп­пы. Брак не­оло­каль­ный, ре­же ви­ри­ло­каль­ный. Рас­про­ст­ра­не­ны умы­ка­ние, до кон. 20 в. – ле­ви­рат, у ста­рей­шин – по­ли­ги­ния. Тра­диц. оде­ж­да чёр­но­го цве­та с крас­ной, си­ней и жёл­той вы­шив­кой: ши­ро­кие ко­рот­кие шта­ны и курт­ка без во­ро­та, с за­па­хом на ле­вую сто­ро­ну и ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми – у муж­чин, юб­ка до ко­лен и ко­рот­кая без­ру­кав­ка – у жен­щин; но­ги ни­же ко­ле­на об­ма­ты­ва­ют тка­нью. До сер. 20 в. со­хра­ня­лись у муж­чин – на­бед­рен­ная по­вяз­ка, у жен­щин – не­сши­тая юб­ка. Муж­чи­ны и по­жи­лые жен­щи­ны но­сят чёр­ный тюр­бан, ста­рей­ши­ны и ша­ма­ны – крас­ный, мо­ло­дые жен­щи­ны – пле­тё­ный вен­чик, тя­жё­лые серь­ги, от­тя­ги­ваю­щие моч­ки, и уш­ные втул­ки. Та­туи­ров­ка у муж­чин (на ру­ках, спи­не) но­сит сим­во­лич. ха­рак­тер, у жен­щин (на ли­це) на­но­сит­ся для ук­ра­ше­ния. Пре­об­ла­да­ет кис­лая, горь­кая и ост­рая пи­ща, В. пред­по­чи­та­ют хо­лод­ные блю­да (осо­бен­но раз­ва­рен­ный рис лань­фань) и на­пит­ки (во­да, креп­кий чай, ви­но из ку­ку­ру­зы, гао­ля­на, гре­чи­хи, ба­та­та, каш­та­нов). Тра­ди­ци­он­но едят ру­ка­ми, по­су­да из­го­тав­ли­ва­лась из по­лых ко­лен бам­бу­ка. По­пу­ляр­но ку­ре­ние та­ба­ка (с 3–4 лет), свою ку­ри­тель­ную труб­ку нель­зя пе­ре­да­вать дру­го­му. Тра­ди­ци­он­ны куль­ты ду­хов при­ро­ды; рас­про­стра­не­ны жерт­во­при­но­ше­ния (в осн. буй­во­лов), со­хра­ня­ют­ся це­ре­мо­нии ос­но­ва­ния но­вой де­рев­ни, пер­вой па­хо­ты (пхьяо­ни­оу), до 1970-х гг. – охо­та за го­ло­ва­ми. Ри­туа­лы со­про­во­ж­да­ют­ся иг­рой на ба­ра­ба­не-му­гу (го­ризон­таль­ный ще­ле­вой, дли­на 2–3 м). Фольк­лор – ми­фы (в т. ч. миф «Сы­ган­ли» – о про­ис­хо­ж­де­нии В. от зем­но­вод­ных су­ществ, жив­ших в пе­ще­ре; от­сю­да назв. «В.» – «лю­ди, вы­шед­шие из пе­ще­ры»), ис­то­рич. пре­да­ния, пес­ни, тан­цы, за­гад­ки, по­сло­ви­цы. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты – губ­ной ор­ган (ху­лу­шэн), флей­ты, ба­ра­ба­ны. В 19 в. про­ни­ка­ют буд­дизм (гл. цен­тры – Бань­хун и Бань­лао) и хри­сти­ан­ст­во (цент­ры – Мэнц­зяо, Юн­хэ).

Лит.: Dif­floth G. The Wa lan­gua­ges // Lin­guistucs of the Ti­be­to-Bur­man area. 1980. Vol. 5. № 2; Вэй Дэ­мин (Ни Га). Вац­зу ли­ши хэ вэнь­хуа йэнь­цзю минь­цзу чу­бань­шэ. Лу­си, 1999; Чжэнь Бэнь­лян. Вац­зу вэнь­хуа. Кунь­мин, 1999; Го Сыц­зю, Шан Чжун­хао. Вац­зу вэнь­сюэ цзянь­ши Юнь­нань минь­цзу чу­бань­шэ. Кунь­мин, 1999.

Вернуться к началу