Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОТОКУ́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 95

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин
Ботокуды в праздничных головных уборах.

БОТОКУ́ДЫ (от бо­то­ке – уш­ная или губ­ная втул­ка; ам­ба­рес, гу­ай­му­рес, ус­тар. – ай­мо­рес), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на вос­то­ке Бра­зи­лии (шта­ты Ба­ия, Ми­нас-Же­райс, Мату-Гросу, Сан-Пау­лу и Па­ра­на). Вклю­ча­ют гве­рен (са­мо­наз­ва­ние – бо­рун; 4–5 тыс. чел. – 2005, оцен­ка), кре­нак (са­мо­наз­ва­ние; 100 чел.) и вы­мер­ших ба­ку­ен, крек­мун, нак­на­нук и др. Язы­ки, воз­мож­но, от­но­си­лись к же язы­кам; на яз. кре­нак го­во­рят ок. 10 чел., ос­таль­ные Б. пе­ре­шли на пор­туг. язык. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Воз­мож­но, бы­ли зна­ко­мы с зем­ле­де­ли­ем со 2-го тыс. до н. э. (на­ход­ки ку­ку­ру­зы в пе­щер­ных сто­ян­ках в шта­те Ми­нас-Же­райс). В хо­де экс­пан­сии на­ро­дов ту­пи в 1–2-м тыс. н. э. и за­тем ев­роп. ко­ло­ни­за­ции от­тес­не­ны в не­бла­го­при­ят­ные для зем­ле­де­лия гор­но-лес­ные рай­оны. В 17–18 вв. за­ни­ма­лись охо­той и со­би­ра­тель­ст­вом, в 1-й пол. 19 в. прак­ти­ко­ва­ли под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ма­ни­ок, ку­ку­ру­за, ба­тат, фа­соль, ба­нан). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов и са­ванн Юж. Аме­рики. Жи­ли­ще – оваль­ная хи­жи­на из ли­сть­ев, при пе­ре­ко­чёв­ках – вет­ро­вой за­слон. Жен­щи­ны не име­ли оде­ж­ды, муж­чи­ны но­си­ли по­яс, во вре­мя тан­цев – го­лов­ной убор из перь­ев, рас­кра­ши­ва­ли те­ло в чёр­ный и крас­ный цвет. Боль­шие се­мьи объ­е­ди­ня­лись в бро­дя­чие об­щи­ны по 50–200 чел. во гла­ве со ста­рей­ши­на­ми. Для ста­рей­шин и ис­кус­ных охот­ни­ков бы­ла ха­рак­тер­на со­ро­раль­ная по­ли­ги­ния. Ми­фо­ло­гия ти­пич­на для ин­дей­цев юга и вос­то­ка Бра­зи­лии (сю­же­ты о по­хи­ще­нии ог­ня и во­ды, о жен­щи­не-ягуа­ре, об от­де­ле­нии не­ба от зем­ли; пред­став­ле­ния о не­бес­ных ду­хах – по­сред­ни­ках ме­ж­ду ша­ма­на­ми и не­бес­ным бо­же­ст­вом, со­про­во­ж­даю­щих ду­шу умер­ше­го на не­бо, и др.). В хо­де ко­ло­ни­за­ции к нач. 20 в. бы­ли час­тич­но ис­треб­ле­ны и ас­си­ми­ли­ро­ва­ны. По­том­ки Б., со­хра­няю­щие па­мять о сво­ём про­ис­хо­ж­де­нии, жи­вут вбли­зи по­стов Нац. ин­дей­ско­го фон­да Бра­зи­лии, по куль­ту­ре не от­ли­ча­ют­ся от бра­зиль­ских ме­ти­сов-ка­бок­ло. С кон. 20 в. де­ла­ют­ся по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния язы­ка, тан­цев и др.

Лит.: Ма­ни­зер Г. Г. Бо­то­ку­ды (бо­рун) по на­блю­де­ни­ям во вре­мя пре­бы­ва­ния сре­ди них в 1915 г. // Еже­год­ник Рус­ско­го ан­тро­по­ло­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва при имп. Пет­ро­град­ском уни­вер­си­те­те. П., 1916; Nimuendaju C. Social organization and beliefs of the Botocudo of Eastern Brazil // Southwestern Journal of Anthropology. 1946. Vol. 2. № 1; Marcato S. de Almeida. A repressão contra os Botocudos de Minas Gerais // Boletim do Museo do Indio. 1979. № 1.

Вернуться к началу