Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОРО́РО́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 65

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин
Дети бороро.

БОРО́РО́ (са­мо­на­зва­ние – boe), ин­дей­ский на­род в Бра­зи­лии (в осн. на юго-вос­то­ке шта­та Ма­ту-Гро­су) и Бо­ли­вии. Чис­лен­ность 0,9 тыс. чел. (2005, оцен­ка). Го­во­рят на яз. бо­ро­ро (бое) бор­ор­ской се­мьи, воз­мож­но, от­но­ся­щей­ся к макро-же язы­кам. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же пор­туг. яз. Осо­бен­но­сти фи­зич. строе­ния (вы­со­кий рост, мас­сив­ный че­реп и др.) от­ли­ча­ют Б. от боль­шин­ст­ва ин­дей­цев центр. Бра­зи­лии и сбли­жа­ют с на­се­ле­ни­ем па­та­гон­ской пам­пы (т. н. пам­пи­ды). Часть Б. – ка­то­ли­ки, ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Пред­ки Б. свя­за­ны с ар­хео­ло­гич. куль­ту­рой уру (9–10 вв.), близ­кой к пред­ко­вой для ин­дей­цев же куль­ту­ре ара­ту: они пе­ре­шли к осед­ло­му об­ра­зу жиз­ни, вы­ра­щи­ва­ли горь­кий ма­ни­ок, по­се­ле­ния со­стоя­ли из 1–3 ко­лец по­стро­ек диа­мет­ром до 500 м. Во 2-й пол. 17 – 1-й пол. 18 вв. Б. под влия­ни­ем ту­пи пе­ре­шли к вы­ра­щи­ва­нию ку­ку­ру­зы. Пер­вые кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми (ие­зу­ит­ски­ми мис­сио­не­ра­ми) в 17 в., ин­тен­сив­ные – с сер. 18 в. в свя­зи с от­кры­ти­ем ме­сто­ро­ж­де­ний зо­ло­та. До 19 в. за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию ме­ж­ду вер­ховья­ми рек Гуа­по­ре и Ара­гу­ая. Ев­роп. ко­ло­ни­за­ция при­ве­ла к раз­де­ле­нию на зап. и вост. Б. Зап. Б. в осн. ас­си­ми­ли­ро­ва­ны к нач. 20 в. Сев. груп­па зап. Б. (уму­ти­на, са­мо­на­зва­ние – ба­ло­риэ, язык – уму­ти­на, род­ст­вен­ный бо­ро­ро) от­ли­ча­лась до­ли­хо­ке­фа­ли­ей и силь­ным раз­ви­ти­ем бо­ро­ды; ас­си­ми­ли­ро­ва­на в 1950–60-х гг. Вост. Б. до сер. 19 в. на­хо­ди­лись в изо­ля­ции, до 1887 ока­зы­ва­ли воо­руж. со­про­тив­ле­ние ко­ло­ни­за­ции, по­сле по­дав­ле­ния ко­то­ро­го бы­ли соз­да­ны 5 ре­зер­ва­ций (ин­дей­ских тер­ри­то­рий); не­боль­шая груп­па жи­вёт со­вме­ст­но с ша­ван­те в си­ле­зи­ан­ской мис­сии Сан­гра­доу­ру на се­ве­ро-вос­то­ке Ма­ту-Гро­су.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пических ле­сов и са­ванн Юж. Аме­рики. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, горь­кий и слад­кий ма­ни­ок и др.), охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом. Со­времен­ные Б. за­ни­ма­ют­ся в основном ра­бо­той по най­му. Муж­ская оде­ж­да – фал­лок­рипт (по­лу­чае­мый юно­шей при ини­циа­ции), во вре­мя це­ре­мо­ний – по­яс из ко­ры со зна­ка­ми, ука­зы­ваю­щи­ми на ро­до­вую при­над­леж­ность; из перь­ев де­ла­ли го­лов­ные убо­ры, ушные и губные втул­ки. Тра­диционное жи­ли­ще – длин­ный дом без стен, в ко­то­ром про­жи­ва­ет рас­ши­рен­ная се­мья. В цен­тре до­ма го­рит об­щий огонь, от­прав­ля­ют­ся ри­туа­лы и т. п. По­се­ле­ние име­ет коль­це­вую пла­ни­ров­ку, де­лит­ся на по­ло­ви­ны, за­ни­мае­мые эк­зо­гам­ны­ми фрат­рия­ми (Эк­зе­рае и Ту­га­ре­ге). В цен­тре по­се­ления – муж­ской дом (бай­то). По­се­ле­ние воз­глав­ля­ет­ся во­ж­дём (бое эй­ме­же­ра), име­ет ша­ма­на (ба­ри) и ру­ково­ди­теля по­гре­баль­но-по­ми­наль­но­го куль­та (арое эта­ва­ра­ре). Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на мат­ри­ли­ней­ные то­тем­ные ли­нид­жи (во гла­ве со ста­рей­ши­на­ми), объ­е­ди­няю­щие­ся в кла­ны. Брак мат­ри­ло­каль­ный. Из­вест­на бо­га­тая ми­фо­ло­гия. Ос­нов­ные об­ря­ды – по­гре­баль­но-по­ми­наль­ные (прак­ти­ку­ет­ся вто­рич­ное по­гре­бе­ние) и ини­циа­ции маль­чи­ков (с ше­ст­вия­ми в кос­тю­мах то­те­мов, до середины 20 в. – с при­ме­не­ни­ем гу­де­лок) – не­до­ступ­ны для жен­щин.

Лит.: Albisetti C., Venturelli A. J. Ency­clo­pédia Bororo. Campo Grande, 1962. Vol. 1; Lowie R. H. The Bororo // Handbook of South American Indians. N. Y., 1963. Vol. 1; Folk literature of the Bororo Indians. Los Ang., 1983; Crocker J. Ch. Vital souls: Bororo cosmology, natural symbolism, and shamanism. Tucson, 1985; Bordignon M. Os Bororo na his­tória do Centro-Oeste brasiliero. Campo Gran­de, 1986; Oliveira S. G. G. Bororo: identidade em construção. Campo Grande, 1994.

Вернуться к началу