Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́НЕДИКТ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 311-312

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Тендрякова

БЕ́НЕДИКТ (Benedict) (уро­ж­дён­ная Фул­тон, Fulton) Рут (5.6.1887, Нью-Йорк, по др. све­де­ни­ям, на фер­ме в шт. Нью-Йорк  17.9.1948, Нью-Йорк), амер. ан­тро­по­лог. Учи­лась в Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке, в Ко­лум­бий­ском ун-те у Ф. Боа­са (19191923). С 1923 пре­по­да­ва­ла в Ко­лум­бий­ском ун-те, с 1936 ис­пол­нит. ди­рек­тор от­де­ле­ния ан­тро­по­ло­гии. Ве­ла по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди ин­дей­цев сер­ра­но (1922), зу­ньи (1924), ко­чи­ти (1925), пи­ма (1926), чер­но­но­гих (1939). Один из ли­де­ров шко­лы «Куль­ту­ра и лич­ность», сложившейся в США в 1930-е гг. на стыке социальной антропологии и пси­хо­ана­ли­за; раз­де­ля­ла по­зи­ции куль­тур­но­го ре­ля­ти­виз­ма и де­тер­ми­низ­ма. В сво­ём осн. тру­де «Мо­де­ли куль­ту­ры» («Pat­terns of Culture», 1934) под­чёр­ки­ва­ла, что у ка­ж­дой куль­ту­ры есть своя осн. «те­ма», или «этос», в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым её ин­сти­ту­ты, нор­мы и тра­ди­ции вы­страи­ва­ют­ся в уни­каль­ную, стро­го ор­га­ни­зо­ван­ную кон­фи­гу­ра­цию (мо­дель). Ключ к по­ни­ма­нию куль­тур­ной кон­фи­гу­ра­ции  в пси­хо­ло­гии её но­си­те­лей. Б. вы­дви­ну­ла идею изо­мор­физ­ма куль­ту­ры и лич­но­сти, на­зы­вая куль­ту­ру ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей, «об­рет­шей ги­гант­ские про­пор­ции в про­стран­ст­ве и вре­мени». Срав­ни­вая ин­дей­цев пу­эб­ло, пи­ма, ква­ки­утль и до­бу­ан­цев Но­вой Гви­неи, вы­де­ли­ла неск. пси­хо­логич. ти­пов куль­тур, оп­ре­де­лив их как апол­ло­ни­че­ский, дио­ни­сий­ский, па­ра­но­и­даль­ный. Из­вест­на свои­ми вы­сту­п­ле­ния­ми про­тив ра­сиз­ма и на­циз­ма. Бы­ла ре­дак­то­ром «Жур­на­ла аме­ри­кан­ско­го фольк­ло­ра» (192439), од­ним из ос­но­ва­те­лей Ин-та меж­куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке (1941), пре­зи­ден­том Аме­ри­кан­ской ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции (1947). В 194346 по за­да­нию Служ­бы во­ен. ин­фор­ма­ции США про­ве­ла ис­сле­до­ва­ние япон. на­ци­ональ­но­го ха­рак­те­ра, ре­зуль­та­том че­го ста­ла её кни­га «Хри­зан­те­ма и меч» (1946). В 1946, вер­нув­шись в Ко­лум­бий­ский ун-т, ини­ции­ро­ва­ла и раз­ра­бо­та­ла про­грам­му ме­ж­ду­нар. ис­сле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та по срав­нит. изу­че­нию куль­тур, ра­бо­та над ко­то­рым про­дол­жалась уже по­сле её смер­ти (до 1951).

Соч.: Patterns of culture. Boston, 1934; Zuni mythology. N. Y., 1935. Vol. 1–2; Race: scince and politics. N. Y., 1940; The chrysanthemum and sword. Boston, 1946; Пси­хо­ло­ги­че­ские ти­пы в куль­ту­рах Юго-За­па­да США // Ан­то­логия ис­сле­до­ва­ний куль­ту­ры. СПб., 1997. Т. 1; Хри­зан­те­ма и меч: мо­де­ли япон­ской куль­ту­ры. СПб., 2004.

Лит.: Mead M. R. Benedict. N. Y.; L., 1974; Reading Benedict / reading Mead. Baltimore; L., 2004.

Вернуться к началу