Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́ЙКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 677-678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Бойко
Крестьянка из с. Илемня (Ивано-Франковская обл.) в праздничном наряде. 1998. Фото И. А. Бойко

БО́ЙКИ (са­мо­на­зва­ние – бой­кы, вер­хо­вын­ци, гир­сь­ки лю­ды, гир­ня­кы, за­кар­пат­ци, га­лы­ча­ны, ру­си­ны и др.), эт­но­куль­тур­ная груп­па ук­ра­ин­цев в Вост. Кар­патах. Жи­вут ме­ж­ду р. Сан и Ла­бо­рец­ко-Ужс­ким меж­ду­ре­чь­ем на се­ве­ро-за­па­де до р. Ла­то­ри­ца и верховьев р. Те­реб­ля на юго-вос­то­ке (Львов­ская, Ива­но-Фран­ков­ская и За­кар­пат­ская об­лас­ти в Ук­раи­не, Снин­ский р-н Пре­шов­ско­го края в Сло­ва­кии). До на­силь­ст­вен­но­го пе­ре­се­ле­ния 1947 жи­ли так­же в Са­ноц­ком, Лес­ком и Пе­ре­мышльс­ком по­ве­тах Под­кар­пат­ско­го во­е­вод­ст­ва в Поль­ше. В 1970 на­счи­ты­ва­лось ок. 230 тыс. чел. (оцен­ка). Го­во­рят на бой­ков­ском го­во­ре украинского языка, ши­ро­ко рас­про­ст­ра­нён так­же литературный украинский язык. Ве­рую­щие в осн. гре­ко­католики и пра­вослав­ные.

Сло­жи­лись в ре­зуль­та­те адап­та­ции вы­ход­цев из рав­нин­ных об­ла­стей Ук­раи­ны 14–18 вв. к осо­бен­но­стям кар­пат­ско­го низ­ко­го­рья и сред­не­го­рья в ус­ло­ви­ях нез­на­чит. ино­эт­нич. влия­ния (в от­ли­чие от др. кар­пат­ских групп ук­ра­ин­цев – гу­цу­лов, лем­ков, до­лы­нян). Для тра­диц. куль­ту­ры ха­рак­тер­ны: раз­ви­тие от­гон­но­го ско­то­вод­ст­ва, до­бы­ча дре­ве­си­ны и ле­со­пе­ре­ра­бот­ка, пре­об­ла­да­ние яч­ме­ня, ов­са, кар­то­фе­ля и ржи в зем­леде­лии; сруб­ные не­бе­лё­ные, с вы­со­кой со­ло­мен­ной кры­шей ха­ты; от­сут­ст­вие тра­ди­ции вы­печ­ки из кис­ло­го тес­та, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние кар­то­фе­ля, в т. ч. в ви­де тес­та (для пи­ро­гов, ва­ре­ни­ков, кны­шей). Одеж­да ук­ра­ша­лась ме­реж­кой и вы­шив­кой бе­лым; муж­чи­ны час­то от­пус­ка­ли длин­ные во­ло­сы, ко­то­рые за­вя­зы­ва­ли уз­лом или за­пле­та­ли в ко­сы. Устное твор­че­ст­во пред­став­ле­но ка­лен­дар­но-об­ря­до­вы­ми песнями зимнего цикла (колядки, щедривки), свадебными об­рядовыми (лад­кан­ня). Рит­мо­ин­то­на­ци­он­ная фор­му­ла ко­ло­мый­ки (спи­ван­ки) ис­поль­зу­ет­ся в ли­ри­чес­ких, ко­лы­бель­ных, се­мей­но-бы­то­вых, шу­точ­ных пес­нях. Рас­про­ст­ра­не­ны скрип­ка (гус­ли, гус­ля­та), ин­стру­мент ти­па про­доль­ной флей­ты со­пель (со­пив­ка, пы­щав­ка), 3–4-мет­ро­вая тру­ба трем­би­та (трум­пэ­та). Боль­шое зна­че­ние, осо­бен­но в сва­деб­ной це­ре­мо­нии, име­ли ин­стру­мен­таль­ные ан­сам­б­ли (тро­ис­ти му­зы­ки).

Лит.: Бойкiв­щи­на: Iс­то­ри­ко-ет­но­гра­фiч­не до­слiд­жен­ня. Киȷв, 1983.

Вернуться к началу