Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́СТИАН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

БА́СТИАН (Bastian) Адольф (26.6.1826, Бре­мен – 2.2.1905, Порт-оф-Спейн, Три­ни­дад и То­ба­го), нем. эт­но­лог. По­лу­чил юри­дич. об­ра­зо­ва­ние в Гей­дель­берг­ском ун-те, за­тем ме­ди­цин­ское в уни­вер­си­те­тах Бер­ли­на, Йе­ны, Вюрц­бур­га и в Кар­ло­вом ун-те в Пра­ге. В 1851–59 су­до­вым вра­чом по­бы­вал в Ав­ст­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии, Пе­ру, Вест-Ин­дии, Мек­си­ке, Ка­ли­фор­нии, Ки­тае, на о-вах Ма­лай­ско­го ар­хи­пе­ла­га, в Ин­дии, на Ближ­нем Вос­то­ке и в Аф­ри­ке. Про­дол­жал эт­но­гра­фи­ческие экс­пе­ди­ции до кон­ца жиз­ни (в Аф­ри­ку, Юж. Аме­ри­ку, Юж., Вост. и Юго-Вост. Азию, Ав­ст­ра­лию). С 1866 пре­по­да­вал эт­но­ло­гию в Бер­лин­ском ун-те, где хра­ни­лась (с 1868) его эт­но­гра­фич. кол­лек­ция, позд­нее (1886) со­ста­вив­шая ос­но­ву воз­глав­лен­но­го им Ко­ро­лев­ско­го эт­но­гра­фич. му­зея (ны­не Му­зей на­ро­до­ве­де­ния в Бер­ли­не). С Р. Вир­хо­вом Б. соз­дал в 1869 бер­лин­ское «Об-во ан­тро­по­ло­гии, эт­но­ло­гии и дои­сто­рии» и из­да­вал «Жур­нал эт­но­ло­гии» («Zeit­schrift für Ethnologie»), в 1870 ос­но­вал Об-во ис­сле­до­ва­ний Центр. Аф­ри­ки, в 1878 – Гер­ман­ское аф­ри­кан­ское об-во Бер­ли­на, ак­тив­но со­труд­ни­чав­шее с герм. ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­стя­ми.

Осн. по­ня­тие тео­рии Б. – «эле­мен­тар­ные идеи» (Elementargedanken), уни­вер­саль­ные для все­го че­ло­ве­че­ст­ва фор­мы мыш­ле­ния, ко­то­рые на­хо­дят вы­ра­же­ние в «на­род­ных по­ня­ти­ях» (Völkergedanken) и оп­ре­де­ля­ют из­на­чаль­ное сход­ст­во куль­тур. Все­общ­ность «эле­мен­тар­ных идей» Б. объ­яс­нял «пси­хи­че­ским един­ст­вом че­ло­ве­че­ст­ва» как еди­но­го био­ло­гич. ви­да (в про­ти­во­по­лож­ность боль­шин­ст­ву со­вре­мен­ных ему учё­ных, Б. при­дер­жи­вал­ся мо­но­ге­не­тич. взгля­да на про­ис­хо­ж­де­ние рас). Позд­нее ис­ход­ная куль­тур­ная уни­форм­ность че­ло­ве­че­ст­ва сме­ня­ет­ся сход­ст­вом куль­тур в пре­де­лах ре­гио­наль­ных общ­но­стей под воз­дей­ст­ви­ем гео­гра­фич., со­ци­аль­ных и ис­то­рич. фак­то­ров. В рам­ках тео­рии эво­лю­цио­низ­ма Б. за­ло­жил ос­но­вы срав­ни­тель­но-ис­то­рич. ме­то­да, за­тем раз­ра­бо­тан­но­го Э. Б. Тай­ло­ром. Вместе с тем срав­нит. ис­сле­до­ва­ния Б., в ко­то­рых ста­тус важ­ней­ше­го фак­то­ра сход­ст­ва и раз­ли­чия куль­тур при­да­вал­ся ми­гра­ци­ям и кон­так­там, а не сту­пе­ням раз­ви­тия, со­ста­ви­ли од­ну из пред­по­сы­лок по­яв­ле­ния диф­фу­зио­низ­ма, пря­мо по­вли­яв на В. Шмид­та и Ф. Боа­са. Че­рез Боа­са пси­хо­ло­гич. под­ход Б. к куль­ту­ре ока­зал воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние эт­ноп­си­хо­ло­гии.

Соч.: Der Mensch in der Geschichte. Lpz., 1860. Bd 1–3; Das Beständige in den Men­schen­ras­sen und die Spielweite ihrer Veränder­lichkeit. Prolegomena zu einer Ethnologie der Kul­tur­völ­ker. B., 1868; Der Völkergedanke im Auf­bau einer Wissenschaft vom Menschen und seine Begründung auf ethnologische Samm­lungen. B., 1881; Die Welt in ihren Spiegelun­gen und dem Wandel des Völkergedankens. B., 1887.

Лит.: Fiedermutz-Laun A. Der kulturhisto­ri­sche Gedanke bei A. Bastian. Wiesbaden, 1970; Koepping K.-P. A. Bastian and the psychic unity of mankind: the foundations of anthropology in nineteenth century Germany. St. Lucia; L., 1983.

Вернуться к началу