Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРМЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 256-257

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Тер-Саркисянц

АРМЯ́НЕ (са­мо­на­зва­ние – хай), на­род, осн. на­се­ле­ние Ар­ме­нии. Чис­лен­ность в Ар­ме­нии 3,1 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Азер­бай­джа­не (На­гор­ный Ка­ра­бах – 145,3 тыс. чел., 2004, оцен­ка Гос. уп­рав­ле­ния ста­ти­сти­ки На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха), Гру­зии (249 тыс. чел., 2002, пе­ре­пись; гл. обр. в Джа­ва­хе­ти, Аб­ха­зии, г. Тбилиси), Ира­не (150 тыс. чел.), Тур­ции (80 тыс. чел.), Си­рии (100 тыс. чел.), Ли­ва­не (130 тыс. чел.), Уз­бе­ки­ста­не (60 тыс. чел.), Рос­сии (1,13 млн. чел. – 2002, пе­ре­пись), Ук­раи­не (100 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись), Поль­ше (100 тыс. чел.), Фран­ции (450 тыс. чел.), США (в осн. в Ка­ли­фор­нии – 1 млн. чел.), Ар­ген­ти­не (130 тыс. чел.), Ав­ст­ра­лии (45 тыс. чел.) и др. – в осн. в го­ро­дах. Об­щая чис­лен­ность св. 8 млн. чел. (1999, оцен­ка). Го­во­рят на ар­мян­ском язы­ке, часть – на рус., англ., гру­зин­ском, ту­рец­ком и др. язы­ках стран про­жи­ва­ния. Ве­рую­щие в осн. при­над­ле­жат к Ар­мян­ской апо­столь­ской церк­ви, ок. 150 тыс. чел. – ар­мя­но-ка­то­ли­ки (фран­ги), ка­то­ли­ки ла­тин­ско­го об­ря­да, есть так­же про­тес­тан­ты, пра­во­слав­ные; осо­бую груп­пу со­став­ля­ют А., об­ра­щён­ные в ис­лам и ут­ра­тив­шие арм. са­мо­соз­на­ние (хем­ши­лы).

На­ча­ло сбли­же­ния эт­нич. общ­но­стей Ар­мян­ско­го на­го­рья от­но­сит­ся к 4–3-му тыс. до н. э. Об­ласть на за­па­де Ар­мян­ско­го на­го­рья упо­ми­на­ет­ся в хетт­ских над­пи­сях 16–15 вв. до н. э. как Ар­ма­та­на, 14–13 вв. – как Хай­а­са (от­сю­да – са­мо­на­зва­ние А.), позд­нее она на­зы­ва­лась Ма­лой Ар­ме­нией. С пред­ка­ми А., по-ви­ди­мо­му, свя­за­но ас­сир. назв. уру­ме (на­род, за­хва­тив­ший в 12 в. до н. э. обл. Шуб­рия к юго-за­па­ду от оз. Ван и со­здав­ший вме­сте с хур­рит­ским на­се­ле­ни­ем со­юз Ар­ме-Шуб­рия). В греч. ис­точ­ни­ках по­яви­лись на­зва­ния ари­мы, ар­ме­ны. В 8 в. до н. э. Ар­ме-Шуб­рия бы­ла при­сое­ди­не­на к Урар­ту, в рам­ках ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло окон­чат. сло­же­ние А. В по­сле­дую­щем А. ши­ро­ко рас­се­ли­лись по Ар­мян­ско­му на­го­рью, соз­да­вая вре­ме­на­ми круп­ные го­су­дар­ст­ва (Ве­ли­кая Ар­ме­ния, Аний­ское цар­ст­во, Ки­ли­кий­ское ар­мян­ское цар­ст­во и др.). Бес­прерыв­ные за­вое­ва­ния (пер­сы, рим­ля­не, пар­фя­не, ара­бы, тюр­ки-сель­джу­ки, мон­го­лы и др.), со­про­во­ж­дав­шие­ся эт­нич. и ре­лиг. пре­сле­до­ва­ния­ми, вы­зы­ва­ли мас­со­вую эмиг­ра­цию А. Арм. ко­ло­нии об­ра­зо­ва­лись в Си­рии, Егип­те, Ви­зан­тии, го­ро­дах Древ­ней Ру­си, Зо­ло­той Ор­ды, Центр. Ев­ро­пы, в Кры­му (в осн. в 11–14 вв.; в 1914 крым­ские А. на­счи­ты­ва­ли 15 тыс. чел.; 11 тыс. их в 1944 бы­ло вы­се­ле­но в Ср. Азию и Ка­зах­стан; в 1989 арм. об­щи­на в Кры­му на­счи­ты­ва­ла ок. 2,8 тыс. чел.), в Ира­не, Ин­дии, Центр. и Юго-Вост. Азии и др. В Рос­сии А. жи­ли в Мо­ск­ве (раз­ви­тию моск. ко­ло­нии А. с 18 в. спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность вы­ход­цев из Ира­на Ла­за­ре­вых, соз­дав­ших, в ча­ст­но­сти, Ла­за­рев­ский ин­сти­тут вос­точ­ных язы­ков), в С.-Пе­тер­бур­ге, ни­зовь­ях До­на [12,6 тыс. А. бы­ло пе­ре­се­ле­но сю­да из Кры­ма ука­зом Ека­те­ри­ны II (1778), об­ра­зо­вав г. Нор-На­хи­че­ван – ны­не в чер­те г. Рос­тов-на-До­ну; в 1926–65 здесь су­ще­ст­во­вал арм. нац. Мяс­ни­ков­ский р-н], на Сев. Кав­ка­зе [вклю­чая чер­ке­со­га­ев, или т. н. чер­кес­ских (гор­ских) А.], в Ас­т­ра­ха­ни и др. По­сле при­со­еди­не­ния тер­ри­то­рии Вост. Ар­ме­нии к Рос. им­пе­рии (1801–28) на про­тя­же­нии 19 – нач. 20 вв. про­ис­хо­ди­ла мас­со­вая им­ми­гра­ция А. в Рос­сию (см., напр., Ам­шен­цы). До 1-й ми­ро­вой вой­ны б. ч. А. (ок. 4 млн. чел.) жи­ла на тер­ри­то­рии ис­то­рич. Ар­ме­нии: ок. 1,5 млн. чел. – в Рос­сии и 2,5 млн. чел. – в Тур­ции. В ре­зуль­та­те ге­но­ци­да А. в Ос­ман­ской им­пе­рии (1894–96 и осо­бен­но 1915–23, ког­да погиб­ло св. 1,5 млн. и бы­ло вы­селе­но в Ме­со­по­та­мию св. 600 тыс. А.) Зап. Ар­ме­ния поч­ти ли­ши­лась арм. на­се­ле­ния, об­шир­ная арм. ди­ас­по­ра (спюрк) об­ра­зо­ва­лась в стра­нах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за и Пе­ред­ней Азии. Осн. за­ня­тия – зем­ле­де­лие, от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. Раз­ви­ты тка­че­ст­во (шерсть, шёлк), вы­шив­ка, из­го­тов­ле­ние ков­ров, узор­ных поя­сов, ке­ра­ми­ки (в т. ч. ка­ра­сов – боль­ших со­су­дов для хра­не­ния про­дук­тов), об­ра­бот­ка ме­ди, се­реб­ра (че­кан­ка, фи­ли­грань, чернь), резь­ба по кам­ню (в т. ч. стел-хач­ка­ров). В го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные це­хи (ам­кар).

Осн. тип тра­диц. жи­ли­ща (глха­тун) – на­зем­ная или по­лу­под­зем­ная квад­рат­ная в пла­не по­строй­ка без окон, с ка­мен­ны­ми сте­на­ми и де­рев. пе­ре­кры­ти­ем лож­ным сво­дом, опи­рав­шим­ся на стол­бы, зем­ля­ной кры­шей, оча­гом и све­то­ды­мо­вым от­вер­сти­ем в цен­тре. В до­ли­нах строи­ли гли­но­бит­ные до­ма с пло­ской кры­шей. Для жи­ли­ща зап. А. ха­рак­тер­ны па­рад­ные ком­на­ты (го­ми-ода) для приё­ма гос­тей, муж­ских со­б­ра­ний и др., при­мы­каю­щие к хле­ву, с ка­мен­но-зем­ля­ны­ми на­ра­ми по сто­ро­нам и ка­ми­ном-бу­ха­ри в тор­цовой сте­не.

Армянская традиционная одежда 19 – нач. 20 вв.: 1 – Восточная Армения (Лори – Гугарк), мужской костюм (шаровары, архалух с наборным поясом, чуха); 2 – Восточная Армения (Арцах), зимний женский костюм ... Рис. Ф. Григоряна

Тра­диц. муж­ская оде­ж­да (рис.): ру­ба­ха (ша­пик), ша­ро­ва­ры (на вос­то­ке – шал­вар, на за­па­де – вар­тик), у вост. А. – ар­ха­лук (арм. ар­ха­лух), каф­тан ти­па чер­ке­ски (чу­ха), на­бор­ный по­яс, у за­пад­ных – ко­рот­кий жи­лет (елак) с рас­ши­той спе­ре­ди и на ру­ка­вах ру­ба­хой, ко­рот­кая курт­ка без за­стё­жек (бач­кон); жен­ская: длин­ная ру­ба­ха с клинь­я­ми по бо­кам (ха­лав), у вост. А. – крас­ная, у за­пад­ных – бе­лая; шта­ны (по­хан), рас­ши­тые вни­зу тесь­мой и зо­ло­ты­ми ни­тя­ми; на вос­то­ке – длин­ный ар­ха­лук с раз­ре­за­ми по бо­кам (хлыг, га­ба, ерек пеш­ка­ни) и пла­тье с раз­ре­зом спе­ре­ди (мин­та­на), на за­па­де – пла­тье с бо­ко­вы­ми раз­ре­за­ми (ан­та­ри, зпун) и по­верх не­го – без раз­ре­зов (джуп­па, хрха, ха­ти­фа, пу­та­ли), рас­ши­тый пле­тё­ной тесь­мой пе­ред­ник (гог­ноц) с тка­ным или вя­за­ным поя­ском (на нём час­то вы­ши­ва­ли бла­го­по­же­ла­тель­ные из­ре­че­ния), боль­шое ко­ли­че­ст­во ук­ра­ше­ний. Жен­ский го­лов­ной убор со­сто­ял из твёр­дой ша­поч­ки (на вос­то­ке) или (на за­па­де) вы­со­ко­го обо­да (ко­тик, вард), рас­ши­тых спе­ре­ди тесь­мой, бар­ха­том, жем­чу­гом, вы­шив­кой, кру­же­вом и т. п., с на­лоб­ни­ком из зо­ло­тых и се­реб­ря­ных мо­нет, под­вес­ка­ми из жем­чу­га, ко­рал­лов, се­реб­ря­ных бус на вис­ках, по­верх ко­то­рых по­вя­зы­ва­лись (на вос­то­ке – в не­сколько сло­ёв) бе­лые плат­ки. Де­вуш­ки но­си­ли на вос­то­ке – плат­ки, на за­па­де – вой­лоч­ные ша­поч­ки ти­па фес­ки (ктак), за­пле­та­ли ко­сич­ки (до 40), ко­то­рые уд­ли­ня­ли шер­стя­ны­ми ни­тя­ми и ук­ра­ша­ли кис­тя­ми и се­реб­ря­ны­ми ша­ри­ка­ми. Муж­чи­ны и жен­щи­ны но­си­ли узор­ные нос­ки, туф­ли с за­гну­ты­ми но­са­ми, на вос­то­ке – обувь ти­па по­сто­лов.

Ха­рак­тер­ны муч­ная (тон­кий хлеб ла­ваш, вы­пе­кае­мый в пе­чи ти­па тан­ды­ра – то­ни­ре, лап­ша-ар­шта и др.), мо­лоч­ная (ки­сло­мо­лоч­ные про­дук­ты ма­цун, тан, сы­ры и др.), мяс­ная (го­лубцы-тол­ма, шаш­лык-хо­ро­вац и др.), овощ­ная (блю­до из фа­со­ли – ло­би и др.) кух­ня.

Со­хра­ня­ют­ся тра­ди­ции боль­шой пат­ри­ар­халь­ной се­мьи (гер­да­ста­на). Осн. празд­ник – Но­вый год – от­ме­чал­ся в древ­но­сти на ве­сен­нее рав­но­ден­ст­вие (Ба­ре­кен­дан, Мас­ле­ни­ца), с сер. 5 в. до н. э. – осе­нью (На­ва­сард), с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва – 6 янв. (Ама­нор – на вос­то­ке, Ка­ланд – от лат. calendae – на за­па­де). 14 февр. (на Сре­те­ние) от­ме­ча­ют празд­ник, свя­зан­ный с куль­том ог­ня (Де­рен­дез), в ве­сен­не-лет­ний пе­ри­од – празд­ни­ки Цар­зар­дар (Вер­бное во­скре­се­нье) и Ам­бар­цум (Воз­не­се­ние), в ию­ле (на Пре­об­ра­же­ние) – се­ре­ди­ны ле­та, свя­зан­ный с куль­том во­ды (Вар­да­вар), в сен­тяб­ре – празд­ник Воз­дви­же­ния (Хач­ве­рац, или Сурб Хач) – осн. по­ми­наль­ный день. Празд­ни­ки и се­мей­ные ри­туа­лы со­про­во­ж­да­ют­ся жерт­во­при­но­ше­ния­ми (ма­тах), об­ря­да­ми пло­до­ро­дия и др.

Уст­ная тра­ди­ция вклю­ча­ет эпос («Да­вид Са­сун­ский»), ска­за­ния, сказ­ки. Су­ще­ст­во­ва­ли раз­но­вид­но­сти ку­коль­но­го те­ат­ра, те­ат­ра те­ней. Тра­ди­ци­он­ная му­зы­ка (на­род­ная и про­фес­сио­наль­ная) од­но­го­лос­на. Тру­до­вые пес­ни – муж­ские зем­ле­дель­че­ские (пес­ни па­ха­рей оро­ве­лы, по­сев­ные, мо­ло­тиль­ные, сбо­ра уро­жая, ароб­ные) и жен­ские, свя­зан­ные с до­маш­ни­ми ра­бо­та­ми и зем­ле­де­ли­ем (пес­ни тол­че­ния зер­на, сби­ва­ния мас­ла, сбора ви­но­гра­да, шер­сто­бит­ные, пря­диль­ные, ткац­кие). Ка­лен­дар­ные пес­ни: ко­ляд­ки, мас­ле­нич­ные, при­уро­чен­ные к Воз­не­се­нию пес­ни джан-гю­люм, за­кли­на­ния про­тив за­су­хи, до­ж­дя. Се­мей­но-об­ря­до­вые: ро­диль­ные, вра­че­ва­тель­ные, сва­деб­ные (пес­ни об­ру­че­ния, оде­ва­ния не­вес­ты, ве­ли­чаль­ные же­ни­ху и не­вес­те, пла­чи не­вес­ты), по­хо­рон­ные при­чи­та­ния. Се­мей­но-бы­то­вые: ко­лы­бель­ные, дет­ские иг­ро­вые. Ли­ри­че­ские: пес­ни лю­бов­но­го уха­жи­ва­ния, пес­ни о без­на­дёж­ной люб­ви, пес­ни стран­ни­ков ан­ту­ни, пес­ни о при­ро­де. Рас­про­стра­не­ны ис­торич. пес­ни, по­этич. со­дер­жа­ние ко­то­рых – оп­ла­ки­ва­ние судь­бы ар­мян­ского на­ро­да. Со­хра­ни­лось так­же уст­ное проф. иск-во пев­цов-ска­зи­те­лей – гу­са­нов и ашу­гов.

Бо́льшая часть струн­ных ин­ст­ру­мен­тов свя­за­на с проф. тра­ди­ци­ей. До на­стоя­ще­го вре­ме­ни ис­поль­зу­ют­ся лют­ни с длин­ной шей­кой саз и тар, лют­ня с ко­рот­кой шей­кой уд, цит­ра ка­нон, смыч­ко­вые – ке­ман­ча, кя­ма­ни, цим­ба­лы сан­тур. Сре­ди др. ин­стру­мен­тов – пас­ту­ше­ские флей­ты сринг, блул, ту­так; во­лын­ка па­рá­кап­зук; языч­ко­вые ду­дук, зур­на; бу­бен даф, дву­сто­рон­ний ба­ра­бан дхол, ке­ра­мич. ли­тав­ры на­га­ра. Древ­ней­шие фор­мы ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки – пас­ту­ше­ские наи­гры­ши на ду­хо­вых. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли зур­на­чей (1–2 зур­ны, дхол и даф). Су­ще­ст­ву­ют ан­самб­ли ду­ду­ки­стов, ан­самб­ли струн­ных (са­зан­дар). О цер­ков­ной му­зы­ке А. см. в ст. Ар­мян­ская апо­столь­ская цер­ковь.

Лит.: Кор­га­нов В. Д. Кав­каз­ская му­зы­ка. 2-е изд. Тиф­лис, 1908; Ли­си­ци­ан С. А. Очер­ки эт­но­гра­фии до­ре­во­лю­ци­он­ной Ар­ме­нии // Кав­каз­ский эт­но­гра­фи­чес­кий сбор­ник. М., 1955. Вып. 1; Ата­ян Р. А. Ар­мян­ская на­род­ная пес­ня. М., 1965; Тер-Сар­ки­сянц А. Е. Ар­мя­не: Ис­то­рия и эт­но­куль­тур­ные тра­ди­ции. М., 1998.

Вернуться к началу