Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРГЕНТИ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 190-191

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. С. Шейнбаум

АРГЕНТИ́НЦЫ (са­мо­наз­ва­ние – ar­gen­ti­nos), на­род, осн. на­се­ле­ние Ар­ген­ти­ны. Чис­лен­ность 32,3 млн. чел. (2005, оцен­ка). Го­во­рят на ар­гент. ва­ри­ан­те ис­пан­ско­го язы­ка. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки; есть так­же про­те­стан­ты, му­суль­ма­не, иу­деи и др.

Керамический сосуд индейцев Чако.
Аргентинский гаучо. Фото 1920-х гг.

В куль­ту­ре ин­дей­цев, на­се­ляв­ших Ар­ген­ти­ну до исп. за­вое­ва­ния, вы­де­ля­ет­ся неск. ло­каль­ных хо­зяйств. ти­пов («куль­тур­ных об­лас­тей»): 1) наи­бо­лее мно­го­числ. на­ро­ды пред­го­рья и рав­нин под­но­жия Анд, соз­дав­шие под влия­ни­ем ке­чуа ар­хео­ло­гич. куль­ту­ру Диа­ги­та: ир­ри­га­ци­он­ное зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, бо­бо­вые, кар­то­фель), раз­ве­де­ние ла­мы, тка­че­ст­во, строи­тель­ст­во кре­по­стей и др. (каль­ча­ки, пу­ла­ре и др.); 2) ин­дей­цы Ча­ко, за­ни­мав­шие­ся охо­той и со­бира­тель­ст­вом (груп­пы то­ба, ма­та­ко, ту­пи, ара­ва­ки); 3) на­ро­ды ме­ж­ду­ре­чья Па­ра­ны и Уруг­вая и дель­ты Ла-Пла­ты, за­ни­мав­шие­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­леде­ли­ем (гуа­ра­ни, чар­руа, ке­ран­ди); 4) ин­дей­цы пам­пы и Па­та­го­нии (к югу от р. Рио-Ко­ло­ра­до), за­ни­мав­шие­ся охо­той на страу­сов и гуа­на­ко (теу­эль­че, с 18 в. – арау­ка­ны); 5) она и яга­ны на о. Ог­нен­ная Зем­ля, от­но­си­мые к груп­пе ог­не­зе­мель­цев. В хо­де исп. за­вое­ва­ния Ар­ген­ти­ны об­ра­зо­вал­ся слой ис­па­но-ин­дей­ских ме­ти­сов – в осн. ре­мес­лен­ни­ков, мел­ких тор­гов­цев и слу­жа­щих в го­ро­дах. В ре­зуль­та­те вво­за афр. ра­бов (17–18 вв.) в Ар­ген­ти­не по­яв­ля­ют­ся не­гры и му­ла­ты. Силь­ное влия­ние на куль­тур­ный об­лик А. ока­за­ла осо­бая ме­тис­ная груп­па охот­ни­ков и пас­ту­хов гау­чо, сфор­ми­ро­вав­шая­ся к кон. 18 в. с рас­про­стра­не­ни­ем ло­ша­ди и раз­ви­ти­ем ско­то­вод­ст­ва в пам­пе. При­ви­ле­ги­ро­ван­ную вер­хуш­ку ар­гент. об­ще­ст­ва со­став­ля­ли вы­ход­цы из мет­ро­по­лии, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во со сто­ро­ны креп­ну­щей чис­лен­но и эко­но­ми­че­ски груп­пы ме­ст­ных уро­жен­цев – бе­лых по­том­ков исп. за­вое­ва­те­лей, кре­о­лов, жив­ших в осн. в при­бреж­ной об­лас­ти. В нач. 19 в. они воз­гла­ви­ли борь­бу за не­за­ви­си­мость Ар­ген­ти­ны. Кре­о­лы-го­ро­жа­не ста­ли ядром фор­ми­рую­щей­ся ар­гент. общ­но­сти. В посл. тре­ти 19 – нач. 20 вв. в со­став А. влил­ся мас­со­вый по­ток им­ми­гран­тов из Ев­ро­пы (в осн. из Ис­па­нии и Ита­лии) – грин­го. Этот слой на­се­ле­ния со­сре­до­то­чи­вал­ся гл. обр. в при­бреж­ных об­лас­тях с цен­тром в Бу­энос-Ай­ре­се. Им­ми­гра­ция сти­му­ли­ро­ва­лась по­ли­ти­кой пра­ви­тель­ст­ва, стре­мив­ше­го­ся к ко­ло­ни­за­ции пам­пы с по­мо­щью ев­ро­пей­цев. В ре­зуль­та­те се­рии во­ен. экс­пе­ди­ций 1870–80-х гг. ин­дей­ское на­се­ле­ние пам­пы бы­ло ис­треб­ле­но или вы­тес­не­но в го­ры. Гау­чо ут­ра­ти­ли свою куль­тур­ную обо­соб­лен­ность, влив­шись в го­род­ское и сель­ское на­се­ле­ние Ар­ген­ти­ны. В 1914 вы­ход­цы из Ев­ро­пы со­ста­ви­ли 30% А., а в Бу­энос-Ай­ре­се взрос­лое на­се­ле­ние на 3/4 со­стоя­ло из ино­стран­цев. Им­ми­грант­ские об­щи­ны соз­да­ва­ли свои ор­га­ни­за­ции, вы­хо­ди­ли из­да­ния, ве­лось на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние на род­ном язы­ке и т. п. Ре­зуль­та­том сме­ше­ния им­ми­грант­ско­го и ме­ст­но­го влия­ния ста­ли от­ли­чит. чер­ты ар­гент. куль­ту­ры: ар­ген­тин­ское тан­го, мн. осо­бен­но­сти нац. кух­ни, ис­па­но-итал. жар­гон ко­ко­ли­че и др. Поз­же им­ми­гра­ция рез­ко умень­ши­лась, осн. зна­че­ние в ней при­об­ре­ли вы­ход­цы из со­сед­них ла­ти­но­амер. стран. Ин­ду­ст­ри­аль­ный подъ­ём в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны и по­сле неё вы­звал мас­со­вый при­ток на­се­ле­ния из сель­ской зо­ны в го­ро­да (в осн. в Бу­энос-Ай­рес), что при­вело к час­тич­но­му сти­ра­нию куль­тур­ных раз­ли­чий ме­ж­ду цвет­ным на­се­ле­ни­ем – про­вин­циа­ла­ми (ка­бе­си­тас не­грас, букв. – чер­но­го­ло­вые) и по­томств. жи­те­ля­ми сто­ли­цы (пор­тень­ос). Это сме­шан­ное об­ще­ст­во «ко­рен­ных» А. ны­не на­зы­ва­ют кре­о­ла­ми в про­ти­во­по­лож­ность им­ми­гран­там (ми­но­рии). Отд. эт­нич. груп­пы (эт­нии) об­ра­зу­ют ин­дей­цы (впер­вые вклю­чён­ные в об­щую пе­ре­пись 2001), со­сре­до­то­чен­ные в осн. в Ча­ко, пред­горь­ях Анд на гра­ни­це с Чи­ли и Бо­ли­ви­ей и в Па­та­го­нии. Во внутр. об­лас­тях стра­ны с кре­оль­ско-ме­тис­ным на­се­ле­ни­ем вы­де­ля­ют­ся неск. эт­но­гра­фич. об­лас­тей, раз­ли­чаю­щих­ся диа­лек­та­ми и кус­тар­ны­ми про­мыс­ла­ми. Так, на се­ве­ро-за­па­де раз­ви­ты узор­ное тка­чест­во (тка­ни, ков­ры, одея­ла), вы­дел­ка ко­жи (кон­ское сна­ря­же­ние, нож­ны, сум­ки и др.), на се­ве­ро-вос­то­ке (в Ча­ко) – из­го­тов­ле­ние по­ли­хром­ной ке­ра­ми­ки зоо­морф­ной фор­мы (под ан­дий­ским влия­ни­ем), пле­те­ние сом­бре­ро (в пров. Фор­мо­са), мел­кая куль­то­вая пла­сти­ка из дере­ва, ке­ра­ми­ки, кос­ти, со­ло­мы (Кор­ри­ен­тес); на юге, в зо­не Кор­диль­ер, тка­че­ст­во ис­пы­та­ло влия­ние арау­ка­нов Чи­ли (пон­чо, по­кры­ва­ла, сум­ки, поя­са); в пам­пе со­хра­ня­ют­ся ре­мес­лен­ные (об­ра­бот­ка ко­жи для кон­ской уп­ря­жи, ме­тал­ла и кос­ти) и фольк­лор­ные тра­ди­ции гау­чо.

Лит.: Шейн­ба­ум Л. С. Ар­ген­тин­ский эт­нос: Эта­пы фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия. М., 1984.

Вернуться к началу