Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМЕРИКА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 608

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Тишков
Фото В. А. Шнирельмана Американские студентки.

АМЕРИКА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – Ameri­cans), на­род, осн. на­се­ле­ние США. Чис­лен­ность 281,4 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Пре­об­ла­да­ет амер. ва­ри­ант анг­лий­ско­го язы­ка (на нём го­во­рят 82% А.), рас­про­стра­нён так­же исп. яз. (11%) и язы­ки др. мень­шинств. Ве­рую­щие в осн. про­тес­тан­ты (ба­пти­сты, ме­то­ди­сты и др.), часть – ка­то­ли­ки, есть иу­даи­сты, му­суль­ма­не, пра­во­слав­ные, при­вер­жен­цы мно­го­числ. сект и не­тра­диц. куль­тов.

С 16 в. Сев. Аме­ри­ка за­се­ля­ет­ся вы­ход­ца­ми из Ев­ро­пы – ис­пан­ца­ми, анг­ли­ча­на­ми, фран­цу­за­ми, гол­ланд­ца­ми и др., вы­тес­няю­щи­ми ме­ст­ное ин­дей­ское на­се­ле­ние. К кон. 18 в. ос­но­ву амер. на­ции со­ста­ви­ли по­том­ки англ. ко­ло­ни­стов. В 1-й пол. 19 в. в Аме­ри­ку уст­ре­мил­ся мас­со­вый по­ток им­ми­гран­тов из др. стран Ев­ро­пы, осо­бен­но из Ир­лан­дии и Фран­ции. По­сле аме­ри­ка­но-мек­си­кан­ской вой­ны 1846–48 в со­став А. бы­ли вклю­че­ны мек­си­кан­цы, про­жи­вав­шие к югу от Рио-Гран­де, по­сле Гражд. вой­ны 1861–65 в амер. на­цию ин­тег­ри­ру­ют­ся аф­роа­ме­ри­кан­цы, с нач. 20 в. – ин­дей­цы.

Сре­ди совр. А. боль­шин­ст­во (69%) со­став­ля­ет бе­лое на­се­ле­ние ев­роп. про­ис­хо­ж­де­ния (не­мец­ко­го – 15,2%, ир­ланд­ско­го – 10,8%, анг­лий­ско­го – 8,7%, италь­ян­ско­го – 5,6%, поль­ско­го – 3,2%, фран­цуз­ско­го – 3%). Са­мая боль­шая «ра­- со­вая» груп­па мень­шинств (13,5%) – ис­па­ноа­ме­ри­кан­цы (А. исп. или лат.-амер. про­ис­хо­ж­де­ния): мек­си­кан­цы (7,3%), пу­эр­то­ри­кан­цы (1,2%), ку­бин­цы (0,4%) и др. Боль­шин­ст­во их жи­вёт на за­па­де и юге США, 50% – в Ка­ли­фор­нии и Те­ха­се. «Чёр­ные» А. (аф­роа­ме­ри­кан­цы) со­став­ля­ют 12,3%, бо­лее по­ло­ви­ны их – в юж. шта­тах. А. ази­ат. про­ис­хо­ж­де­ния на­счи­ты­ва­ется 10,2 млн. чел. (3,6%): ки­тай­цы (2,4 млн. чел.), фил­ип­пин­цы (1,8 млн. чел.), ин­дий­цы (1,7 млн. чел.), вьет­нам­цы (1,1 млн. чел.), ко­рей­цы (1 млн. чел.), япон­цы (796 тыс. чел.) и др. Око­ло по­ло­ви­ны их жи­вёт на за­па­де США (штат Ка­ли­фор­ния, Га­вайи). Ин­дей­цев (чи­ро­ки, на­ва­хо, чок­то, сиу, од­жиб­ве-чип­пе­ва и др.) и або­ри­ге­нов Аля­ски (эс­ки­мо­сы и але­уты) – 2,5 млн. чел.; 43% ин­дей­цев жи­вёт на за­па­де и 31% – на юге США. Сре­ди др. групп А. – шот­ланд­цы (4,9 млн. чел.), нор­веж­цы (4,5 млн.), ара­бы (1,2 млн.), че­хи (1,2 млн.), дат­ча­не (1,4 млн.), гол­ланд­цы (4,5 млн.), рус­ские (2,6 млн.), ук­ра­ин­цы (0,9 млн. чел.) и др.

По­том­ки дав­них им­ми­гран­тов со­хра­ня­ют па­мять о сво­ём про­ис­хо­ж­де­нии и эле­мен­ты эт­нич. куль­ту­ры при до­мини­рую­щем об­ще­амер. са­мо­соз­на­нии, идео­ло­гии амер. ис­клю­чи­тель­но­сти и пат­рио­тиз­ма, по­ли­тич. и эко­но­мич. ли­бе­рализ­ма, куль­тур­ных цен­но­стях: нац. празд­ни­ки и сим­во­ли­ка, спорт (бейс­бол, бас­кет­бол), стан­дар­ты мас­со­вой куль­ту­ры и др. Сре­ди А. со­хра­ня­ет­ся вы­со­кий уро­вень ре­ли­ги­оз­но­сти. Осн. празд­ни­ки име­ют ис­то­ри­че­ское (День не­за­виси­мо­сти, День бла­го­да­ре­ния, День ве­те­ра­нов и др.) и ре­ли­ги­оз­ное (хри­сти­ан­ское) про­ис­хо­ж­де­ние (Ро­ж­де­ст­во), не­ко­то­рые из них вос­при­ня­ты из куль­тур эт­нич. мень­шинств (День Св. Пат­ри­ка, Хэл­лоу­ин, Ха­ну­ка и др.). Им­ми­гран­ты по­след­них де­ся­ти­ле­тий со­хра­няют язык и свя­зи со стра­ной ис­хо­да, боль­шин­ст­во име­ет уро­вень об­ра­зо­ва­ния вы­ше сред­не­аме­ри­кан­ско­го и хо­рошо ин­тег­ри­ро­ва­ны в амер. об­ще­ст­во. Всё боль­ше рас­про­стра­ня­ют­ся меж­ра­со­вые и ме­ж­эт­ни­че­ские бра­ки; в по­след­них пе­ре­пи­сях ста­ла от­ме­чать­ся сме­шан­ная этнич., с 2000 – сме­шан­ная ра­со­вая при­над­леж­ность. Это­му спо­соб­ст­ву­ют по­ли­ти­ка мно­го­куль­тур­но­сти, сме­нив­шая в 1980-е гг. док­три­ну ас­си­ми­ля­ции мень­шинств («пла­виль­но­го кот­ла»), за­ко­но­да­тель­ст­во и гос. про­грам­мы, на­прав­лен­ные про­тив ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции и в под­держ­ку им­ми­гран­тов. Тем не менее сре­ди А. со­хра­ня­ют­ся ра­сизм и ксе­но­фо­бия (в стра­не дей­ст­ву­ют ок. 500 ульт­ра­пра­вых групп ра­си­ст­ско­го и нео­фа­ши­ст­ско­го тол­ка), по­сле тер­ро­ри­стич. ата­ки ис­лам­ской груп­пи­ров­ки Аль-Ка­и­да 11.9.2001 – ис­ла­мо­фо­бия.

Лит.: Handlin O. R. The Americans; a new history of the people of the United States. Boston, 1963; Ни­ко­ла­ев В. Д. Аме­ри­кан­цы. М., 1985; Allen J. P. We the people: an at­las of America’s ethnic diversity. N. Y.; L., 1988; Lieberson S., Waters M. S. From many strands: ethnic and racial gropes in contempo­rary America. N. Y., 1988; Фол С. Эти стран­ные аме­ри­кан­цы. М., 1999; Чер­ти­на З. С. Пла­виль­ный ко­тел?: Па­ра­диг­мы эт­ни­чес­кого раз­ви­тия США. М., 2000; Distant mir­rors: America as a foreign culture / Ed. by Ph. R. De Vita, J. D. Armstrong. 3rd ed. Belmont, 2002.

Вернуться к началу