Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЙМА́РА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 312

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Якушенков; В. И. Лисовой (фольклор)
Фото А. И. Нагаева Женщина аймара.

АЙМА́РА́ (са­мо­на­зва­ние), ин­дей­ский на­род на за­па­де Юж. Аме­ри­ки. Жи­вут гл. обр. в вы­со­ко­гор­ных об­лас­тях в рай­оне оз. Ти­ти­ка­ка на за­па­де Бо­ли­вии (в осн. де­пар­та­мен­ты Ла-Пас, Ору­ро и По­то­си – ок. 2 млн. чел.; 2000, оцен­ка), на юге Пе­ру (деп-т Пу­но, а так­же неск. по­се­ле­ний в Центр. Пе­ру – ок. 970 тыс. чел.), на се­ве­ре Чи­ли (26 тыс. чел.) и в Ар­ген­ти­не (40 тыс. чел.). А. де­лят­ся на цент­раль­ных, южных и ка­ран­га. Язык – ай­ма­ра; го­ворят так­же на исп. яз. и кечуа. Ве­рую­щие – в осн. ка­то­ли­ки, есть ад­вен­ти­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки, мор­мо­ны и др.

В до­ис­пан­ский пе­ри­од бы­ли рас­се­лены до р. Виль­ка­но­та на се­ве­ре, со­лон­ча­ков Кой­па­са и Ую­ни на юге и Ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья на за­па­де. В 14 – нач. 15 вв. у А. сло­жи­лись во­ж­де­ст­ва: Кан­чи, Кан­на, Ко­лья, Лу­па­ка, Па­ка­хе и др. Во 2-й пол. 15 в. бы­ли вклю­че­ны в го­су­дар­ст­во ин­ков и час­тич­но асси­ми­ли­ро­ва­ны ке­чуа. Осн. тра­диц. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (кар­то­фель, ки­ноа, ока) и жи­вот­но­вод­ст­во (ла­мы). Тра­диц. ре­мёс­ла – тка­че­ст­во (жен­щи­ны – на тра­диц. го­ри­зон­таль­ном стан­ке, муж­чи­ны – на пе­даль­ном стан­ке, за­им­ст­во­ван­ном у ис­пан­цев) и вя­за­ние (в т. ч. узор­ное) из шер­сти ла­мы и аль­па­ка (муж­ские ко­ни­че­ские ша­поч­ки с на­уш­ни­ка­ми – лью­чо, сум­ки для ли­сть­ев ко­ки, ко­шель­ки и др.), про­из-во леп­ной рас­пис­ной ке­ра­ми­ки, ме­тал­лур­гия (со­хра­ни­лись тра­диц. цен­тры ме­тал­ло­об­ра­бот­ки Хе­сус-де-Ма­ча­ка и Ко­ро­ко­ро), из­го­тов­ле­ние тро­ст­ни­ко­вых ло­док (уам­пу) и др. Часть А. жи­вёт в го­ро­дах, со­став­ляя боль­шин­ст­во шах­тёр­ско­го на­се­ле­ния Бо­ли­вии. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – ко­рот­кие шта­ны и ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, пон­чо, жен­ская – блуз­ка, неск. ши­ро­ких сбор­ча­тых юбок, шаль. Го­лов­ные убо­ры – со­ло­мен­ные и фет­ро­вые шля­пы, у муж­чин – вя­за­ные ша­поч­ки-лью­чо. Для ре­ли­гии ха­рак­те­рен син­тез ка­то­ли­циз­ма с до­ис­пан­ски­ми куль­та­ми гор (апу), пред­ков (ача­чи­ла), ма­те­ри-зем­ли (Па­ча­ма­ма), под­зем­но­го ду­ха (Тио) и др. Фор­ми­ру­ет­ся син­кре­тич. «ин­дей­ская цер­ковь». Со­хра­ня­ют­ся обы­чай ря­же­ния по ка­то­лич. празд­ни­кам в го­лов­ные убо­ры из перь­ев, мас­ки, шку­ры, кос­тю­ми­ро­ван­ные (по­свя­щён­ные жи­вот­ным, с уча­сти­ем пер­со­на­жей вре­мён кон­ки­сты), те­ат­ра­ли­зо­ван­ные («Дьяб­ла­да»), бур­ле­ск­ные тан­цы и др.

Фольклор. По­пу­ляр­ны тан­цы уай­но, ис­пол­няе­мые в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, со­стоя­ще­го из про­доль­ных флейт (пин­ко­льо, ке­на), ба­ра­ба­нов (бом­бо, ти­нья), «ин­дей­ской ги­та­ры» из пан­ци­ря бро­не­нос­ца (ча­ран­га) и др. Встре­ча­ют­ся ан­самб­ли од­но­род­ных ин­ст­ру­мен­тов. Рас­про­стра­не­но соль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние, а так­же пас­ту­ше­ские наи­гры­ши на флей­тах, пес­ни-мо­лит­вы к‘очу (ос­но­ва­ны на пен­та­то­ни­ке), об­ра­щён­ные к бо­же­ст­вам и ду­хам до­ис­пан­ских куль­тов и ка­то­лич. свя­тым (в т. ч. па­ра­уа­ках – мо­ле­ние о до­ж­де); ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые пес­ни (в т. ч. чах­ра-ка­кой в об­ря­де ка­лья, посв. на­ча­лу зем­ле­дельч. ра­бот). Сре­ди ли­рич. пе­сен – соль­ные лю­бов­ные ара­ви (есть так­же у ке­чуа); груп­пу этих пе­сен сау­се­си­то («ивуш­ка») юно­ши-А. ис­пол­ня­ют так­же на флей­те пин­ко­льо (при­зна­ва­ясь в люб­ви из­бран­ни­цам).

Лит.: Tschopic H. The Ay­mara // The An­dre­an civi­li­za­tion. Wash., 1946; La Barre W. The ay­mara in­di­ans of the lake Ti­ti­caca pla­teau, Bo­livia // Ameri­can An­tro­polo­gist. 1948. Vol. 50. Pt. 1; Яку­шен­ков С. Н. Ду­хов­ная куль­ту­ра ай­ма­ра Пе­ру и Бо­ли­вии. Ас­т­ра­хань, 1999; он же. Се­мио­ти­че­ский ана­лиз ду­хов­ной куль­ту­ры Ай­ма­ра. Ас­т­ра­хань, 2001.

Вернуться к началу