Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 54-55

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г.Б. Корнетов

АНТИПЕДАГО́ГИКА, те­че­ние в пе­да­го­ги­ке стран Зап. Ев­ро­пы и США 1970–90-х гг.; пред­став­ля­ет со­бой по­стмо­дер­ни­ст­скую (см. По­стмо­дер­низм) ан­ти­те­зу идеа­лам Про­све­ще­ния, ба­зи­рую­щим­ся на уве­рен­но­сти в воз­мож­но­сти вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка в со­от­вет­ст­вии с ра­ци­о­наль­ны­ми прин­ци­па­ми и идеа­ла­ми. А. воз­ник­ла в 1970-х гг. в США. Сре­ди тео­ре­ти­ков: К. Бе­рей­тер (США), М. Ман­но­ни (Фран­ция), Р. Ше­рер, Э. фон Бра­ун­мюль, К. Рутч­ки, Х. фон Шё­не­бек (все – ФРГ), А. Мил­лер (Швей­ца­рия).

Осн. прин­цип А. – прин­цип спон­тан­ной ав­то­но­мии ре­бён­ка уже с мо­мен­та его ро­ж­де­ния. А. вы­дви­ну­ла кон­цеп­ции «от­кры­то­го об­ра­зо­ва­ния» и «са­мо­оп­реде­ляе­мо­го обу­че­ния», в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми цель пе­да­го­га «под­дер­жи­вать, а не вос­пи­ты­вать». А. ут­вер­жда­ла, что вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние то­та­ли­тар­ны, на­це­ле­ны на де­пер­со­на­ли­за­цию, вра­ж­деб­ны де­тям. А. ви­де­ла в пе­да­го­гике бо­лее или ме­нее яв­ный тер­рор. Взрос­лый дол­жен стать дру­гом и парт­нё­ром ре­бён­ка. Под­держ­ка как фор­ма от­но­ше­ний ме­ж­ду учи­те­лем и уче­ни­ком ос­но­вы­ва­ет­ся на по­ни­ма­нии то­го, что ре­бё­нок луч­ше, чем его ро­ди­те­ли, и тем бо­лее учи­тель, зна­ет, что ему нуж­но на лю­бой ста­дии его жиз­ни. А. вы­сту­па­ла за уп­разд­не­ние обя­за­тель­ной шко­лы, свя­зы­вая обя­зан­ность по­се­щать шко­лу с пре­неб­ре­же­ни­ем пра­ва на «са­мо­оп­реде­ляе­мое обу­че­ние»; про­воз­гла­ша­ла не­об­хо­ди­мость «сво­бод­но­го пре­по­да­ва­ния», в ко­то­ром ре­бё­нок сам при­ни­ма­ет ре­ше­ния о це­лях об­ра­зо­ва­ния, его со­дер­жа­нии, ме­то­дах и фор­мах.

Лит.: Braun­mühl E. von. An­tipäda­gogik. Stu­di­en zur Ab­schaf­fung der Erzie­hung. We­in­heim; Basel, 1975; Win­kler M. Stichworte zur An­ti­päda­gogik. Stuttg., 1982; Schoe­ne­beck H. von. An­tipäda­gogik im Dia­log: eine Einfüh­rung in an­tipäda­gogische Denken. We­in­heim; Ba­sel, 1989; Огур­цов А. П. По­стмо­дер­ни­ст­ский об­раз че­ло­ве­ка и пе­да­го­ги­ка // Че­ло­век. 2001. № 3–4.

Вернуться к началу