ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ ШКО́ЛЫ, учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых педагогич. идей с учётом опыта лучших учителей. Сложилось неск. типов таких учреждений: опытные школы, реализующие новую педагогич. концепцию или оригинальные методики обучения; базовые школы при науч.-педагогич. центрах; образцовые школы, где совершенствуются традиц. методики воспитания и обучения; школы-лаборатории, которые наряду с образоват. процессом осуществляют педагогич. исследования и готовят научно-методич. материалы. Возникли в странах Зап. Европы в 17–18 вв.: школа в Шарошпатаке (Венгрия) под рук. Я. А. Коменского, т. н. учреждения А. Франке, филантропины (см. Филантропизм), опытно-эксперим. учреждения под рук. И. Г. Песталоцци и др. На рубеже 19 и 20 вв. Э. ш. получили значит. распространение вместе с концепциями «реформаторской педагогики», нового воспитания гл. обр. в среднем образовании, в нач. 20 в. – в системе начального обучения. В Германии такие учреждения следовали идеям трудовой школы; в Бельгии создавались «центры интересов» (Ж. О. Декроли); в США «лабораторная школа» Дж. Дьюи стремилась воплотить принципы прагматистской педагогики. В 1920–30-х гг. действовали Э. ш.: в Германии, в т. ч. вальдорфские школы Р. Штайнера (см. Вальдорфская педагогика); во Франции (С. Френе), в США (К. Уошбёрн), в Великобритании (А. Нил и др.) и в др. странах. С кон. 1960-х гг. сначала в США, а затем в странах Зап. Европы возникли как экспериментальные т. н. альтернативные школы.
В России с кон. 1850-х гг. предпринимались попытки создания школ, основанных на авторских педагогич. принципах (Яснополянская школа Л. Н. Толстого, учебные заведения Н. Ф. Бунакова, школа С. А. Рачинского, учебно-воспитат. учреждения под рук. К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого. После 1917 работали опытно-показательные учреждения Наркомпроса, в 1920–30-х гг. – эксперим. учебно-воспитат. учреждения под рук. А. С. Макаренко. К нач. 1950-х гг. экспериментально-опытная работа осуществлялась более чем в 40 учебно-воспитат. учреждениях АПН РСФСР (создана в 1943). В кон. 1980-х гг. при АПН СССР насчитывалось 14 базовых Э. ш., а также школы, не имевшие статуса базовых академических: Павлышская средняя школа в Кировоградской обл. под рук. В. А. Сухомлинского, школа в Донецке (под рук. В. Ф. Шаталова), ряд школ под рук. М. П. Щетинина, а также учреждения под рук. Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили и др. Статус Э. ш. в РФ присваивается (с нач. 1990-х гг.) образоват. учреждению решением учредителя (в т. ч. государственного или муниципального органа).