Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 283

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Джуринский

ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ ШКО́ЛЫ, учеб­но-вос­пи­та­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, пред­на­зна­чен­ные для про­вер­ки, вы­ра­бот­ки или обос­но­ва­ния но­вых пе­да­го­гич. идей с учё­том опы­та луч­ших учи­те­лей. Сло­жи­лось неск. ти­пов та­ких уч­ре­ж­де­ний: опыт­ные шко­лы, реа­ли­зую­щие но­вую пе­да­го­гич. кон­цеп­цию или ори­ги­наль­ные ме­то­ди­ки обу­че­ния; ба­зо­вые шко­лы при на­уч.-пе­да­го­гич. цен­трах; об­раз­цо­вые шко­лы, где со­вер­шен­ст­ву­ют­ся тра­диц. ме­то­ди­ки вос­пи­та­ния и обу­че­ния; шко­лы-ла­бо­ра­то­рии, ко­то­рые на­ря­ду с об­ра­зо­ват. про­цес­сом осу­ще­ст­в­ля­ют пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ния и го­то­вят на­учно-ме­то­дич. ма­те­риа­лы. Воз­ник­ли в стра­нах Зап. Ев­ро­пы в 17–18 вв.: шко­ла в Ша­рош­па­та­ке (Венг­рия) под рук. Я. А. Ко­мен­ско­го, т. н. уч­ре­ж­де­ния А. Фран­ке, фи­лан­тро­пи­ны (см. Фи­лан­тро­пизм), опыт­но-экс­пе­рим. уч­ре­ж­де­ния под рук. И. Г. Пес­та­лоц­ци и др. На ру­бе­же 19 и 20 вв. Э. ш. по­лу­чи­ли зна­чит. рас­про­стра­не­ние вме­сте с кон­цеп­ция­ми «ре­фор­ма­тор­ской пе­да­го­ги­ки», но­во­го вос­пи­та­ния гл. обр. в сред­нем об­ра­зо­ва­нии, в нач. 20 в. – в сис­те­ме на­чаль­но­го обу­че­ния. В Гер­ма­нии та­кие уч­ре­ж­де­ния сле­до­ва­ли иде­ям тру­до­вой шко­лы; в Бель­гии соз­да­ва­лись «цен­тры ин­те­ре­сов» (Ж. О. Дек­ро­ли); в США «ла­бо­ра­тор­ная шко­ла» Дж. Дьюи стре­ми­лась во­пло­тить прин­ци­пы праг­ма­ти­ст­ской пе­да­го­ги­ки. В 1920–30-х гг. дей­ст­во­ва­ли Э. ш.: в Гер­ма­нии, в т. ч. валь­дорф­ские шко­лы Р. Штай­не­ра (см. Валь­дорф­ская пе­да­го­ги­ка); во Фран­ции (С. Фре­не), в США (К. Уош­бёрн), в Ве­ли­ко­бри­та­нии (А. Нил и др.) и в др. стра­нах. С кон. 1960-х гг. сна­ча­ла в США, а за­тем в стра­нах Зап. Ев­ро­пы воз­ник­ли как экс­пе­ри­мен­таль­ные т. н. аль­тер­на­тив­ные шко­лы.

В Рос­сии с кон. 1850-х гг. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния школ, ос­но­ван­ных на ав­тор­ских пе­да­го­гич. прин­ци­пах (Яс­но­по­лян­ская шко­ла Л. Н. Тол­сто­го, учеб­ные за­ве­де­ния Н. Ф. Бу­на­ко­ва, шко­ла С. А. Ра­чин­ско­го, учеб­но-вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ния под рук. К. Н. Вент­це­ля, С. Т. Шац­ко­го. По­сле 1917 ра­бо­та­ли опыт­но-по­ка­за­тель­ные уч­ре­ж­де­ния Нар­ком­про­са, в 1920–30-х гг. – экс­пе­рим. учеб­но-вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ния под рук. А. С. Ма­ка­рен­ко. К нач. 1950-х гг. экс­пе­ри­мен­таль­но-опыт­ная ра­бо­та осу­ще­ст­в­ля­лась бо­лее чем в 40 учеб­но-вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ни­ях АПН РСФСР (соз­да­на в 1943). В кон. 1980-х гг. при АПН СССР на­счи­ты­ва­лось 14 ба­зо­вых Э. ш., а так­же шко­лы, не имев­шие ста­ту­са ба­зо­вых ака­де­ми­че­ских: Пав­лыш­ская сред­няя шко­ла в Ки­ро­во­град­ской обл. под рук. В. А. Су­хо­млин­ско­го, шко­ла в До­нец­ке (под рук. В. Ф. Ша­та­ло­ва), ряд школ под рук. М. П. Ще­ти­ни­на, а так­же уч­ре­ж­де­ния под рук. Л. В. Зан­ко­ва, Ш. А. Амо­на­шви­ли и др. Ста­тус Э. ш. в РФ при­сваи­ва­ет­ся (с нач. 1990-х гг.) об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­нию ре­ше­ни­ем уч­ре­ди­те­ля (в т. ч. го­су­дар­ст­вен­но­го или му­ни­ци­паль­но­го ор­га­на).

Лит.: Джу­рин­ский А. Н. Ис­то­рия за­ру­беж­ной пе­да­го­ги­ки. М., 1998; он же. Срав­ни­тель­ная пе­да­го­ги­ка. 2-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу