Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Никольская

ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА, на­прав­ле­ние в пси­хо­ло­гии и пе­да­го­ги­ке, ста­вив­шее це­лью все­сто­рон­нее ис­сле­до­ва­ние ре­бён­ка и обос­но­ва­ние пе­да­го­гич. тео­рии экс­пе­ри­мен­таль­ным пу­тём. Тер­мин «Э. п.» пред­ло­жен Э. Мёй­ма­ном. Изу­че­ние ре­бён­ка в це­лях по­строе­ния пе­да­го­гич. тео­рии пред­при­ни­ма­лось учё­ны­ми раз­ных спе­ци­аль­но­стей и ве­лось в не­сколь­ких на­прав­ле­ни­ях: изу­че­ние за­ко­но­мер­но­стей пси­хич. и фи­зич. раз­ви­тия де­тей, ис­сле­до­ва­ние умст­вен­ной ра­бо­ты школь­ни­ка и ус­ло­вий её ус­пеш­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния, изу­че­ние по­зна­ват. про­цес­сов и фор­ми­ро­ва­ние эмо­цио­наль­ной и во­ле­вой сфе­ры ре­бён­ка и др. Объ­е­ди­няю­щим прин­ци­пом бы­ло стрем­ле­ние соз­дать це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о ре­бён­ке на разл. сту­пе­нях воз­рас­тно­го раз­ви­тия и сфор­му­ли­ро­вать на­уч. ос­но­вы пе­да­го­гич. воз­дей­ст­вия. Пер­вое экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ние де­тей в ус­ло­ви­ях школь­ной жиз­ни про­ве­де­но в 1879 И. А. Си­кор­ским, но боль­шо­го ре­зо­нан­са в тот пе­ри­од оно не вы­зва­ло. В 1990-х гг. ста­ли соз­да­вать­ся спец. пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. ла­бо­ра­то­рии (ак­тив­ную роль в этом игра­ли Мёй­ман, А. Би­не в Ев­ро­пе, Г. С. Холл в США). Ис­сле­до­ва­ния, близ­кие по со­дер­жа­нию, но­си­ли разл. на­зва­ния, от­ра­жав­шие сфе­ру ин­те­ре­сов ав­тора, – дет­ская пси­хо­ло­гия, юно­ше­ст­вове­де­ние, ги­гие­на вос­пи­та­ния и пр. С нач. 20 в. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние тер­мин «Э. п.», в т. ч. и в Рос­сии. Пер­вая отеч. ла­бо­ра­то­рия Э. п. ос­но­ва­на А. П. Не­чае­вым в С.-Пе­тер­бур­ге в 1901. В 1910 ор­га­ни­зо­ва­но Об-во экс­пе­рим. пе­да­го­ги­ки. В 1920-х – нач. 1930-х гг. стал ши­ро­ко при­ме­нять­ся тер­мин пе­до­ло­гия. По­сле пре­кра­ще­ния пе­до­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний (1936) в на­уч. оби­хо­де со­хра­ни­лись тер­ми­ны «дет­ская пси­хо­ло­гия», пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия.

Лит.: Анpи В. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ки, ее ме­то­ды и за­да­чи. M., 1900; Мей­ман Э. Воз­ник­но­ве­ние и це­ли экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ки // Пе­да­го­ги­че­ский сбор­ник. 1901. № 6; он же. Лек­ции по экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ке. 3-е изд. M., 1914–1917. Т. 1–3; он же. Очерк экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ки: [В 2 ч.]. М., 1916; Кла­па­ред Э. Пси­хо­ло­гия ре­бен­ка и экс­пе­ри­мен­таль­ная пе­да­го­ги­ка. СПб., 1911.

Вернуться к началу