Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРА́НКЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 534

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРА́НКЕ (Francke) Ав­густ Гер­ман (22.3.1663, Лю­бек – 8.6.1727, Гал­ле), нем. бо­го­слов, пе­да­гог, тео­ре­тик и дея­тель пе­да­го­ги­ки пие­тиз­ма. Ро­дил­ся в лю­те­ран­ской се­мье. Учил­ся на тео­ло­гич. фа­куль­те­тах Эр­фурт­ско­го, Киль­ско­го и Лейп­циг­ского ун-тов. Уче­ник и по­сле­до­ва­тель Ф. Я. Шпе­не­ра. С 1692 в Ун-те Гал­ле (проф. греч. и др.-евр. язы­ков, с 1698 проф. тео­ло­гии) и од­но­вре­мен­но пас­тор в ц. Св. Ге­ор­гия в Глау­хе (пред­ме­стье Гал­ле), с 1715 пас­тор в ц. Св. Уль­ри­ха в Гал­ле. Ув­лёк­шись идея­ми пие­тиз­ма, ото­шёл от тра­диц. лю­те­ран­ст­ва и, по­доб­но мно­гим пие­ти­стам, пе­ре­жил вне­зап­ное ре­лиг. об­ра­ще­ние и стал рас­смат­ри­вать свой лич­ный опыт как обя­за­тель­ный для всех хри­сти­ан. С лю­те­ран­ской точ­ки зре­ния Ф. под­ме­нял Еван­ге­лие за­ко­ном; ис­кал га­ран­тию спа­се­ния в че­ло­ве­ке, а не в Сло­ве Бо­жи­ем. Кро­ме то­го, де­лая осо­бый упор на ре­лиг. опыт, а не на Сло­во, Ф. иг­но­ри­ро­вал док­три­наль­ные рас­хо­ж­де­ния ме­ж­ду лю­те­ра­на­ми и ре­фор­ма­та­ми.

В 1695 воз­гла­вил «Уч­ре­ж­де­ния Фран­ке», ку­да, по­ми­мо при­ютов (пер­вый ор­га­ни­зо­ван в 1694 в Глау­хе, пред­ме­стье Гал­ле), во­шли шко­ла для бед­ных де­тей, бюр­гер­ская шко­ла, ла­тин­ская шко­ла, «Ги­не­ке­ум» (жен­ская шко­ла по­вы­шен­но­го ти­па), а так­же «Пе­да­го­ги­ум» для де­тей дво­рян. «Пе­да­го­ги­ум» и не­ко­то­рые др. шко­лы име­ли в сво­ём со­ста­ве ин­тер­на­ты, пла­та за обу­че­ние и про­жи­ва­ние ис­поль­зо­ва­лась на со­дер­жа­ние си­рот­ских при­ютов и школ для бед­ных де­тей. В 1699 со­ста­вил и из­дал «План для учеб­ных за­ве­де­ний». В нач. 18 в. в «Уч­ре­ж­де­ни­ях Фран­ке» от­кры­ты учи­тель­ская се­ми­на­рия, на­чаль­ная шко­ла для де­во­чек, а так­же ти­по­гра­фия, ап­те­ка, книж­ная лав­ка и др. В «Уч­ре­ж­де­ни­ях Фран­ке» де­тям разл. со­ци­аль­ных групп пред­на­зна­чал­ся со­от­вет­ст­вую­щий тип учеб­но­го за­ве­де­ния. Ис­клю­чив т. н. мир­ские раз­вле­че­ния, Ф. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал «рек­реа­ци­он­ные уп­раж­не­ния» – об­ра­зо­ват. про­гул­ки с на­гляд­ным изу­че­ни­ем при­ро­ды, оз­на­ком­ле­ни­ем с тру­до­вы­ми про­цес­са­ми в мас­тер­ских ре­мес­лен­ни­ков и др. Ф. од­ним из пер­вых пе­да­го­гов ор­га­ни­зо­вал «ка­би­нет на­ту­ра­лий» с на­гляд­ны­ми по­со­бия­ми. Зна­чит. дос­ти­же­ни­ем Ф. бы­ло объ­е­ди­не­ние под од­ним ру­ко­во­дством, с еди­ным ус­та­вом це­ло­ст­ной сис­те­мы вос­пи­тат. и учеб­ных за­ве­де­ний (к 1727 – св. 2300 уч-ся), а так­же ор­га­ни­за­ция пла­но­мер­ной и це­ле­на­прав­лен­ной под­го­тов­ки учи­те­лей. «Уч­ре­ж­де­ния Фран­ке» дей­ст­во­ва­ли до 1945. На их ба­зе Ун-т Гал­ле на­чал (1946) под­го­тов­ку учи­те­лей. В нач. 18 в. Ф. уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции и под­го­тов­ке мис­сио­не­ров для нем. еван­ге­лич. мис­сии в Ост-Ин­дии. Ав­тор тру­дов по эк­зе­ге­ти­ке.

Соч.: Pädagogische Schriften / Hrsg. von G. Kra­mer. 2. Aufl. Langensalza, 1885.

Лит.: Otto A. A. Н. Francke. Halle, 1902–1904. Bd 1–2; Пис­ку­нов А. И. Тео­рия и прак­ти­ка тру­до­вой шко­лы в Гер­ма­нии (до Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки). M., 1963; Веуreuther E. A. H. Francke. Marburg an der Lahn, 1987.

Вернуться к началу