Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́ЙРИ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 613

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Табунов

ФРЕ́ЙРИ, Фpейpe (Freire) Пау­лу (19.9.1921, Ре­си­фи – 2.5.1997, Сан-Пау­лу), браз. пе­да­гог и фи­ло­соф. Окон­чил ф-т пра­ва Фе­де­раль­но­го ун-та шта­та Пер­нам­бу­ку в Ре­си­фи. В 1946–55 ди­рек­тор Деп-та об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. В эти го­ды осу­ще­ст­вил пер­вые экс­пе­ри­мен­ты, ко­то­рые при­ве­ли к соз­да­нию соб­ст­вен­но­го ори­ги­наль­но­го ме­то­да обу­че­ния гра­мо­те взрос­лых (т. н. ме­то­да Фрей­ри). Про­цесс об­уче­ния на­чи­нал­ся с из­уче­ния куль­ту­ры и со­сто­ял из не­сколь­ких эта­пов: на пер­вом уча­щие­ся сна­ча­ла за­по­ми­на­ли спе­ци­аль­но от­об­ран­ные те­мы и свя­зан­ные с ни­ми сло­ва (не бо­лее 17), за­тем про­ис­хо­ди­ло ко­ди­ро­ва­ние этих слов в ви­зу­аль­ные об­ра­зы – пла­ка­ты, ри­сун­ки, гра­фи­че­ски из­об­ра­жав­шие разл. си­туа­ции. Пос­ле их ана­ли­за и об­суж­де­ния те же из­об­ра­же­ния по­ка­зы­ва­лись вме­сте со сло­ва­ми (про­цесс рас­ко­ди­ро­ва­ния). И, на­ко­нец, из­уча­лись са­ми сло­ва (без кар­ти­нок). На вто­ром и по­сле­дую­щих эта­пах (соб­ст­вен­но об­уче­ние гра­мо­те) уча­щие­ся уз­на­ва­ли и за­по­ми­на­ли сло­ва, ус­та­нав­ли­ва­ли свя­зи слов и пред­ло­же­ний, рас­кла­ды­ва­ли ис­ход­ные сло­ва на сло­ги и об­ра­зо­вы­ва­ли пу­тём их ком­би­ни­ро­ва­ния но­вые сло­ва и т. д. Взрос­лые об­уча­лись гра­мо­те по ме­то­ду Ф. за 30–40 ч. По­сле во­ен. пе­ре­во­ро­та 1964 вы­нуж­ден эмиг­ри­ро­вать в Чи­ли. Пре­по­да­вал в Чи­лий­ском ун-те. В 1968 экс­перт ЮНЕСКО, в 1969 проф. Гар­вард­ско­го ун-та. С 1970 кон­суль­тант по про­бле­мам об­ра­зо­ва­ния при ВСЦ в Же­не­ве, ра­бо­тал в Ин-те куль­тур­но­го дей­ст­вия при со­ве­те. В 1982 вер­нул­ся в Бра­зи­лию. Вы­сту­пая за по­строе­ние «об­ще­ст­ва спра­вед­ли­во­сти», в ко­то­ром долж­ны уча­ст­во­вать все лю­ди, Ф. стре­мил­ся к раз­ви­тию творч. ак­тив­но­сти лю­дей, «про­бу­ж­де­нию соз­на­ния». Рас­смат­ри­вал рас­про­стра­не­ние об­ра­зо­ва­ния как куль­тур­ную дея­тель­ность, на­прав­лен­ную пре­ж­де все­го на пе­ре­строй­ку мыш­ле­ния, про­па­ган­ди­ро­вал ос­мыс­лен­ное обу­че­ние, свя­зы­вая обу­че­ние гра­мо­те с прак­тич. жиз­не­дея­тель­но­стью лю­дей (т. н. ос­во­бо­ж­даю­щее об­ра­зо­ва­ние). Его кон­цеп­ция пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва свя­за­на в пер­вую оче­редь с из­ме­не­ни­ем со­зна­ния лю­дей.

Дея­тель­ность Ф. спо­соб­ст­во­ва­ла ста­нов­ле­нию нац. сис­тем об­ра­зо­ва­ния в ря­де стран Азии, Аф­ри­ки и Лат. Аме­ри­ки. В 1986 Ф. бы­ла при­су­ж­де­на пре­мия ЮНЕСКО за ог­ром­ный вклад в на­уч.-пе­да­го­гич. дея­тель­ность, «за вос­пи­та­ние в ду­хе ми­ра».

Лит.: Sánchez S. P. Freire, una pedagogia para el adulto. [Bilbao]; Madrid, 1973; Literacy and revolution, the pedagogy of P. Freire. N. Y., 1981; Фюр­тер П. П. Фрей­ре // Пер­спек­ти­вы. Во­про­сы об­ра­зо­ва­ния ЮНЕСКО. 1987. № 1.

Вернуться к началу