Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́БЕЛЕВСКИЕ О́БЩЕСТВА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРЕ́БЕЛЕВСКИЕ О́БЩЕСТВА, в до­ре­во­лю­ци­он­ной Pocсии объ­е­ди­не­ния дея­те­лей до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния, про­па­ган­ди­ро­вав­шие сис­те­му Ф. Фре­бе­ля. Воз­ник­ли в 1870-х гг. в С.-Пе­тер­бур­ге, Кие­ве, Одес­се, Тиф­ли­се, Харь­ко­ве и др. го­ро­дах. Соз­да­ва­ли плат­ные и бес­плат­ные (на бла­го­тво­рит. по­жерт­во­ва­ния) до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния – дет­ские пло­щад­ки и лет­ние ко­ло­нии для ор­га­ни­за­ции оз­до­ро­вит. от­ды­ха де­тей, их зна­ком­ст­ва с при­ро­дой, сель­ской жиз­нью и тру­дом, учеб­ные за­ве­де­ния, про­во­ди­ли пуб­лич­ные лек­ции и чте­ния, из­да­ва­ли лит-ру. Сре­ди чле­нов Ф. о. оп­ре­де­ли­лись 2 на­прав­ле­ния. Сто­рон­ни­ки од­но­го стре­ми­лись вне­дрить в рос. прак­ти­ку все эле­мен­ты фре­бе­лев­ской сис­те­мы до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния, ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ной в Гер­ма­нии. Пред­ста­ви­те­ли дру­го­го опи­ра­лись на мне­ние отеч. пе­да­го­гов [П. Ф. Кап­те­рев, А. М. Кал­мы­ко­ва, E. H. Во­до­во­зо­ва (см. Во­до­во­зо­вы) и др.], кри­ти­ко­вав­ших ме­ха­нич. пе­ре­не­се­ние сис­те­мы Фре­бе­ля в Рос­сию и вы­сту­пав­ших за творч. ис­поль­зо­ва­ние его пе­да­го­гич. идей при­ме­ни­тель­но к рос. тра­ди­ци­ям се­мей­но­го и до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ной бы­ла дея­тель­ность об­ществ в С.-Пе­тер­бур­ге и Кие­ве. С.-Пе­терб. об-во со­дей­ст­вия пер­во­на­чаль­но­му вос­пи­та­нию де­тей (ос­но­ва­но в 1871) в 1872 уч­ре­ди­ло пер­вые Фре­бе­лев­ские кур­сы (плат­ные, с го­дич­ным сро­ком обу­че­ния, в 1878 уве­ли­чен до 2 лет) для под­го­тов­ки ра­бот­ниц дет­ских са­дов (по­сле 1917 ре­ор­га­ни­зо­ва­ны в Ин-т до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния). При об­ще­ст­ве так­же дей­ст­во­ва­ли шко­ла для обу­че­ния нянь (ос­но­ва­на в 1895), 2 бес­плат­ных нар. дет­ских са­да (ок. 100 де­тей), лет­ний нар. сад (еже­год­но его по­се­ща­ли до 1000 де­тей), дет­ская лет­няя ко­ло­ния (50–100 де­тей, ну­ж­даю­щих­ся в оз­до­ров­ле­нии).

Ки­ев­ское Ф. о. (ос­но­ва­но в 1872) в 1908 уч­ре­ди­ло Фре­бе­лев­ский жен­ский пе­да­го­гич. ин-т (с 3-лет­ним сро­ком обу­че­ния) для под­го­тов­ки вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ров. ра­бот­ни­ков до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния (по­сле 1917 пре­об­ра­зо­ван в Ин-т нар. об­ра­зо­ва­ния). При нём име­лись пе­да­го­гич. и пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рии, дет­ские са­ды и пло­щад­ки, где сту­ден­ты про­хо­ди­ли прак­ти­ку.

Лит.: Ис­то­рия до­шко­ль­ной пе­да­го­ги­ки / Под ред. Л. Н. Лит­ви­на. 2-е изд. M., 1989.

Вернуться к началу