Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УШИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 158

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Д. Днепров

УШИ́НСКИЙ Кон­стан­тин Дмит­рие­вич [19.2(2.3).1823, Ту­ла – 22.12.1870(3.1.1871), Одес­са; по­хо­ро­нен в Кие­ве], рос. пе­да­гог, ос­но­во­по­лож­ник на­уч. пе­да­го­ги­ки в Рос­сии. Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1844). В 1846–49 проф. Де­ми­дов­ско­го ли­цея в Яро­слав­ле. В 1850–54 слу­жил в кан­це­ля­рии Деп-та иностр. дел. С 1854 пре­по­да­ватель Гат­чин­ско­го си­рот­ско­го ин-та. С 1859 ин­спек­тор Смоль­но­го ин-та; про­вёл в нём ре­ор­га­ни­за­цию и осу­ще­ст­вил ряд пре­об­ра­зо­ва­ний: ввёл но­вый учеб­ный план, вне­дрил пе­да­го­ги­че­ски ра­цио­наль­ные ме­то­ды обу­че­ния, ор­га­ни­зо­вал про­ве­де­ние пред­мет­ных уро­ков и опы­тов по дис­ци­п­ли­нам ес­тествен­но-на­уч­но­го цик­ла. В 1862 из-за до­но­са был вы­ну­ж­ден вы­ехать за гра­ни­цу, до 1867 жил гл. обр. в Швей­ца­рии, изу­чая по­ста­нов­ку школь­но­го де­ла и жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

В пе­да­го­гич. тео­рии У. ос­но­во­по­ла­гаю­щей ста­ла идея на­род­но­сти вос­пи­та­ния – при­зна­ние творч. си­лы на­ро­да в ис­то­рич. про­цес­се и его пра­ва на пол­но­цен­ное об­ра­зо­ва­ние. Его идея на­род­но­сти пред­по­ла­га­ла раз­ви­тие ини­циа­ти­вы об­ще­ст­вен­но­сти в ор­га­ни­за­ции и управ­ле­нии школь­ным де­лом. С этих же по­зи­ций У. вы­сту­пал за все­об­щее обя­зат. обу­че­ние на род­ном язы­ке и рав­ный до­с­туп к обу­че­нию де­тей обое­го по­ла.

Вос­пи­та­ние У. рас­смат­ри­вал как «соз­да­ние ис­то­рии». Пред­ме­том вос­пи­та­ния яв­ля­ет­ся че­ло­век, и ес­ли пе­да­го­ги­ка хо­чет вос­пи­ты­вать че­ло­ве­ка во всех от­но­ше­ни­ях, то она долж­на пре­ж­де уз­нать его то­же во всех от­но­ше­ни­ях. Пе­да­го­ги­ка, ор­га­ни­зуя про­цесс це­ле­на­прав­лен­но­го («пред­на­ме­рен­но­го») вос­пи­та­ния, ис­поль­зу­ет дос­ти­же­ния на­ук о че­ло­ве­ке, ко­то­рые У. на­зы­вал «ан­тро­по­ло­ги­че­ски­ми», – фи­ло­со­фии, по­лит­эко­но­мии, ис­то­рии, лит-ры, пси­хо­ло­гии, ана­то­мии, фи­зио­ло­гии и др. Свя­зи этих на­ук с пе­да­го­ги­кой наи­бо­лее пол­но рас­кры­ты им в тру­де «Че­ло­век как пред­мет вос­пи­та­ния. Опыт пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии» (1868–69). В раз­ви­тии че­ло­ве­ка ре­шаю­щую роль от­во­дил ис­то­рич. пре­ем­ст­вен­но­сти че­ло­ве­че­ских по­ко­ле­ний. Цель вос­пи­та­ния – фор­ми­ро­ва­ние ак­тив­ной и творч. лич­но­сти, что пред­по­ла­га­ет и под­го­тов­ку к ум­ст­вен­но­му и фи­зи­че­ско­му тру­ду как выс­шей фор­ме че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

В по­ни­ма­нии У. нрав­ст­вен­но­сти и нравств. вос­пи­та­ния так­же от­ра­зи­лась идея на­род­но­сти. Счи­тая роль ре­ли­гии в фор­ми­ро­ва­нии об­ществ. мо­ра­ли по­ло­жи­тель­ной, он в то же вре­мя вы­сту­пал за ав­то­ном­ность нау­ки и шко­лы. В нравств. вос­пи­та­нии от­во­дил од­но из гл. мест пат­рио­тиз­му. Его сис­те­ма нравств. вос­пи­та­ния ре­бён­ка ис­клю­ча­ла ав­то­ри­тар­ность, строи­лась на си­ле по­ло­жи­тель­но­го при­ме­ра, нравств. влия­ния учи­те­ля, на «ра­зум­ной дея­тель­но­сти ре­бён­ка».

У. раз­ра­бо­тал цель­ную ди­дак­тич. сис­те­му. В ней рас­кры­ты прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы от­бо­ра со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния, его при­спо­соб­ле­ния к осо­бен­но­стям дет­ско­го воз­рас­та. Дал ана­лиз пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­мов вни­ма­ния, ин­те­ре­са, па­мя­ти, во­об­ра­же­ния, эмо­ций, во­ли, мыш­ле­ния, пу­тей их учё­та и раз­ви­тия в про­цес­се обу­че­ния. Ди­дак­ти­ка У. яв­ля­ет­ся тео­ри­ей ор­га­ни­за­ции учи­те­лем по­зна­ват. дея­тель­но­сти де­тей, в ко­то­рой пер­во­сте­пен­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся раз­ви­тию тру­до­лю­бия, ин­те­ре­са к нау­ке и фи­зич. тру­ду, сти­му­ли­ро­ва­нию ак­тив­но­сти и са­мо­стоя­тель­но­сти де­тей в про­цес­се соз­на­тель­но­го уче­ния. У. ста­вил пе­ред пе­да­го­гом за­да­чу «учить учить­ся» и по­мочь вос­пи­тан­ни­ку най­ти своё ме­сто в жиз­ни.

В со­дер­жа­нии об­ще­го об­ра­зо­ва­ния У. от­во­дил боль­шое ме­сто ес­тествен­но-на­уч­ным зна­ни­ям, а в по­ста­нов­ке пре­по­да­ва­ния гу­ма­ни­тар­ных пред­ме­тов в сред­ней шко­ле вы­сту­пал про­тив од­но­сто­рон­ней клас­си­ци­сти­че­ской его ори­ен­та­ции. Зна­чит. вни­ма­ние У. уде­лял род­но­му язы­ку. В кни­ги для пер­во­на­чаль­но­го класс­но­го чте­ния «Дет­ский мир и Хре­сто­ма­тия» (1861) и «Род­ное сло­во» (1864) он, кро­ме от­рыв­ков из ху­дож. про­из­ве­де­ний род­ной лит-ры и уст­но­го нар. твор­че­ст­ва, вклю­чил т. н. де­ло­вые ста­тьи, да­вав­шие ма­те­ри­ал по при­ро­до­ве­де­нию, гео­гра­фии и ис­то­рии стра­ны.

У. ут­вер­дил в рус. ди­дак­ти­ке прин­цип един­ст­ва обу­че­ния и вос­пи­та­ния. Ве­ду­щая роль в этом при­над­ле­жит учи­те­лю, в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти ко­то­ро­го У. воз­ла­гал на­де­ж­ды на пе­да­го­гич. лит-ру и спец. сис­те­му под­го­тов­ки.

Соч.: Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948–1952; Ар­хив К. Д. Ушин­ско­го. В 4 т. М., 1959–1962; Избр. тру­ды: В 4 т. М., 2005.

Лит.: Да­ни­лов М. А. Ди­дак­ти­ка К. Д. Ушин­ско­го. М.; Л., 1948; Стру­мин­ский В. Я. Ос­но­вы и сис­те­ма ди­дак­ти­ки К. Д. Ушин­ско­го. М., 1957; он же. Очер­ки жиз­ни и пе­да­го­ги­ческой дея­тель­но­сти К. Д. Ушин­ско­го. М., 1960; Гон­ча­ров Н. К. Пе­да­го­ги­че­ская сис­те­ма К. Д. Ушин­ско­го. М., 1974; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР. Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. / Отв. ред. А. И. Пис­ку­нов. М., 1976; Рус­ская шко­ла и К. Д. Ушин­ский: Бе­се­ды о ве­ли­ком пе­да­го­ге / Под ред. Е. П. Бе­ло­зер­це­ва и др. 2-е изд. М., 2007; Днеп­ров Э. Д. Ушин­ский и со­вре­мен­ность. М., 2007.

Вернуться к началу