Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИ́РУЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 352

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: E. Г. Осовский, H. И. Еналеева

ЦИ́РУЛЬ (Циpулис) Карл Юрь­е­вич [13(25).10.1857, дер. Ба­ло­жи Риж­ско­го у., ны­не Лат­вия – 1924, Пет­ро­град], рос. пе­да­гог, дея­тель в об­лас­ти тру­до­во­го обу­че­ния. Окон­чил С.-Пе­терб. учи­тель­ский ин-т (1883), в 1884–1912 пре­по­да­вал в нём руч­ной труд, по­сле 1917 – в Пет­рогр. пе­да­го­гич. ин-те (ны­не Рос. пе­да­го­гич. ун-т) и в шко­ле 2-й сту­пе­ни. Оз­на­ко­мив­шись с сис­те­ма­ми руч­но­го тру­да – «швед­ской» («слой­дом») О. Са­ломо­на и «рус­ской» Д. К. Со­вет­ки­на, стал про­па­ган­ди­стом, тео­ре­ти­ком и ме­то­ди­стом ори­ги­наль­ной рус. сис­те­мы пе­да­го­гич. руч­но­го тру­да, раз­ви­вав­шей идеи И. Г. Пес­та­лоц­ци, А. Клау­со­на-Каа­са (Да­ния), Э. Шен­кен­дор­фа и В. Гет­це (Гер­ма­ния) и др. Соз­дал пред­мет­но-опе­ра­ци­он­ную сис­те­му школь­но­го обу­че­ния руч­но­му тру­ду, в ко­то­рой осн. вни­ма­ние уде­ля­лось по­сте­пен­но­му ус­лож­не­нию тру­до­вых за­дач, ов­ла­де­нию при­ё­ма­ми и ин­ст­ру­мен­та­ми и на этой ос­но­ве – из­го­тов­ле­нию кон­крет­ных «ве­щей». Дея­тель­ность Ц. и его сто­рон­ни­ков спо­соб­ст­во­ва­ла то­му, что руч­ной труд как об­ще­об­ра­зо­ват. пред­мет был вве­дён в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Рос­сии (учи­тель­ских ин-тах и се­ми­на­ри­ях, го­род­ских и сель­ских учи­ли­щах). Ини­ции­ро­вал соз­да­ние Рос. об-ва пе­да­го­гич. руч­но­го тру­да (1909). Ос­но­вал ж. «Тру­до­вое вос­пи­та­ние» (1914, вы­шло 4 но­ме­ра).

Соч.: Руч­ной труд в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле. Пе­да­го­ги­че­ское зна­че­ние и поль­за руч­но­го тру­да, его ис­то­рия, со­вре­мен­ное раз­ви­тие и со­стоя­ние, прак­ти­че­ская по­ста­нов­ка и ли­те­ра­ту­ра, СПб., 1894.

Лит.: Ка­релль И. К. К. Ю. Ци­руль. M., 1908; Сент-Илер К. К. О пре­по­да­ва­нии руч­но­го тру­да в Санкт-Пе­тер­бург­ском учи­тель­ском ин­сти­ту­те и о срав­ни­тель­ной оцен­ке су­ще­ст­вую­щих сис­тем руч­но­го тру­да. СПб., 1890; До­ва­тор P. Л. Из ис­то­рии тру­до­во­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния в Рос­сии. M., 1976.

Вернуться к началу