Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 175

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА (от греч. τυφλός – сле­пой и пе­да­го­ги­ка), от­расль де­фек­то­ло­гии, раз­ра­ба­ты­ваю­щая про­бле­мы вос­пи­та­ния и обу­че­ния лиц с глу­бо­ки­ми нару­ше­ния­ми зре­ния. Пер­вое учеб­ное за­ве­де­ние для сле­пых бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но В. Га­юи в 1784 в Па­ри­же. На ру­бе­же 18–19 вв. шко­лы для сле­пых бы­ли соз­да­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, США. С сер. 19 в. для пись­ма и чте­ния сле­пых по­все­ме­ст­но рас­про­стра­ня­ет­ся ва­ри­ант рель­еф­но-то­чеч­но­го шриф­та, соз­дан­ный Л. Брай­лем. Яв­ля­ет­ся осн. ко­дом для сле­пых и при ис­поль­зо­ва­нии ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки.

В Рос­сии пер­вая шко­ла для сле­пых от­кры­та в С.-Пе­тер­бур­ге в 1807. Раз­ви­тие Т. и сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния сле­пых в Рос­сии свя­за­но с име­на­ми К. К. Гро­та, А. И. Скре­биц­ко­го и др. Вос­пи­тан­ни­ки школ для сле­пых по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние в объ­ё­ме 3–4 клас­сов сред­ней об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы и ре­мес­лен­ную под­го­тов­ку. Обу­че­ни­ем бы­ло ох­ва­че­но 4–5% сле­пых де­тей. В СССР обу­че­ние де­тей с глу­бо­ки­ми на­ру­ше­ния­ми зре­ния бы­ло вклю­че­но в об­ще­го­су­дарств. сис­те­му нар. об­ра­зо­ва­ния. В Рос. Фе­де­ра­ции для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих соз­да­на сеть сред­них и 9-лет­них об­ще­об­ра­зо­ват. школ, даю­щих цен­зо­вое об­ра­зо­ва­ние. Вве­де­ны так­же фа­куль­та­ти­вы по раз­ви­тию со­ци­аль­но-бы­то­вой и про­стран­ст­вен­ной ори­ен­ти­ров­ки, ося­за­ния, ле­чеб­ной физ­куль­ту­ре, рит­ми­ке и раз­ви­тию ос­та­точ­но­го зре­ния, ра­бо­та ко­то­рых на­прав­ле­на на ком­пен­са­цию и кор­рек­цию не­дос­тат­ков, свя­зан­ных со сле­по­той и сла­бо­ви­де­ни­ем. Кор­рек­ция раз­ви­тия де­тей с глу­бо­ки­ми на­ру­ше­ния­ми зре­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как в хо­де об­ще­об­ра­зо­ват. и тру­до­вой под­го­тов­ки, так и на спец. кор­рек­ци­он­ных груп­по­вых и ин­ди­ви­дуаль­ных за­ня­ти­ях. Раз­ра­бо­та­ны прин­ци­пы диф­фе­рен­циа­ции та­ких де­тей на сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих и спе­ци­фич. ме­то­ды диф­фе­рен­ци­ров. обу­че­ния этих групп. Сло­жи­лись так­же спо­со­бы реа­ли­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да к де­тям, имею­щим до­пол­нит. на­ру­ше­ния раз­ви­тия. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние уча­щие­ся с на­ру­ше­ни­ем зре­ния по­лу­ча­ют во всех ву­зах стра­ны на­ря­ду со зря­чи­ми сту­ден­та­ми.

Лит.: Скре­биц­кий А. И. Вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние сле­пых и их при­зре­ние на За­па­де. СПб., 1903; Мар­го­лин З. И. Ис­то­рия обу­че­ния сле­пых. M., 1940; Фе­ок­ти­сто­ва В. А. Очер­ки ис­то­рии за­ру­беж­ной тиф­ло­пе­да­го­гики и прак­ти­ки обу­че­ния сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих де­тей. Л., 1973; она же. Ис­то­рия со­вет­ской тиф­ло­пе­да­го­ги­ки, шко­лы сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих. Л., 1980; Солн­це­ва Л. И. Тиф­лоп­си­хо­ло­гия дет­ст­ва. М., 2000; Ма­ло­фе­ев Н. Н. Обу­че­ние сле­пых в Рос­сии XIX ве­ка: го­су­дар­ст­во и фи­лан­тро­пия // Де­фек­то­ло­гия. 2004. № 5.

Вернуться к началу