Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХОМЛИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 470-471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

СУХОМЛИ́НСКИЙ Ва­си­лий Алек­сан­д­ро­вич (28.9.1918, с. Ва­силь­ев­ка, ны­не Ки­ро­во­град­ской обл. – 2.9.1970, пос. Пав­лыш той же об­лас­ти), рос. и укр. пе­да­гог, чл.-корр. АПН СССР (1957), Ге­рой Соц. Тру­да (1968). Окон­чил Пол­тав­ский пе­да­го­гич. ин-т (1938). Пре­по­да­вал в сель­ских шко­лах Ки­ро­во­град­ской обл. С 1948 ди­рек­тор Пав­лыш­ской сред­ней шко­лы. Соз­дал са­мо­быт­ную пе­да­го­гич. сис­те­му, ос­но­вы­ваю­щую­ся на прин­ци­пах гу­ма­низ­ма, её субъ­ект­но-объ­ект­ном ха­рак­те­ре, при­зна­нии лич­но­сти ре­бён­ка выс­шей цен­но­стью про­цес­сов вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния. Трак­то­вал вос­пи­та­ние как про­цесс реа­ли­за­ции не­отъ­ем­ле­мо при­су­щих ре­бён­ку вро­ж­дён­ных свойств, ге­не­ти­че­ски за­ло­жен­ных в нём при­ро­дой. Вме­сте с тем боль­шое зна­че­ние при­да­вал и спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ным вос­пи­ты­ваю­щим со­ци­аль­ным груп­пам. Ос­но­вой его вос­пи­тат. сис­те­мы яв­ля­лась трак­тов­ка фор­ми­рую­щей­ся лич­но­сти как са­мо­цен­но­сти, по­ни­ма­ние вос­пи­та­ния как фе­но­ме­на, в зна­чит. сте­пе­ни не за­ви­си­мо­го от тре­бо­ва­ний об­ще­ст­ва; вы­дви­же­ние в ка­че­ст­ве гл. це­ли – вос­пи­та­ние сво­бод­но­го ре­бён­ка как ак­тив­ной лич­но­сти, спо­соб­ной про­ти­во­сто­ять ни­ве­ли­рую­щим тен­ден­ци­ям ав­то­ри­тар­но­го вос­пи­та­ния. Ут­вер­ждал гу­ма­ни­сти­че­скую пе­да­го­ги­ку, воз­вы­шаю­щую че­ло­ве­ка над кол­лек­ти­вом. В струк­ту­ру пе­да­го­гич. дея­тель­но­сти вклю­чал ка­те­го­рии эти­ки – долг, честь, дос­то­ин­ст­во, со­весть, доб­ро, сво­бо­ду. Раз­ра­бо­тал ком­плекс­ную про­грам­му «вос­пи­та­ния кра­со­той» че­рез ху­дож. об­ра­зы в ви­де бе­сед, по­уче­ний, на­став­ле­ний и за­по­ве­дей, об­ра­щён­ных к учи­те­лям и уче­ни­кам, а так­же ска­зок, рас­кры­ваю­щих про­бле­мы нрав­ст­вен­но­сти. Боль­шую роль от­во­дил соз­да­нию деть­ми со­вме­ст­но с учи­те­ля­ми по­этич. и про­за­ич. ми­ниа­тюр, сти­му­ли­рую­щих раз­ви­тие эмо­цио­наль­но-об­раз­но­го мыш­ле­ния («Серд­це от­даю де­тям», 1969). Пав­лыш­ская шко­ла бы­ла на­уч. ла­бо­ра­то­ри­ей, в ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­лась мно­го­лет­няя опыт­но-экс­пе­рим. дея­тель­ность все­го кол­лек­ти­ва. Та­кие ин­но­ва­ции, ап­ро­би­ро­ван­ные здесь, как «Шко­ла под го­лу­бым не­бом» и «Шко­ла ра­до­сти» (для 6-лет­них де­тей), пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. кон­си­лиу­мы, уро­ки эти­ки и пси­хо­ло­гии се­мей­ной жиз­ни для стар­ше­класс­ни­ков, ро­ди­тель­ская шко­ла и др., впо­след­ст­вии вне­дре­ны в пе­да­го­гич. прак­ти­ку. С. пред­став­лял иде­ал на­род­но­го учи­те­ля, «от­дав­ше­го серд­це де­тям». Пе­да­го­гич. на­сле­дие С. изу­ча­ет­ся в Рос­сии, на Ук­раи­не и за ру­бе­жом, осо­бен­но в Ки­тае. Соз­да­ны: Ме­ж­ду­нар. об­ще­ст­во по­сле­до­ва­те­лей В. А. Су­хо­млин­ско­го (1990, Мар­бург), Укр. ас­со­циа­ция В. А. Су­хо­млин­ско­го (1991), Пе­да­го­гич. му­зей С. в Пав­лыш­ской шко­ле (1975).

Гос. пр. УССР (1974).

Соч.: Избр. про­изв. К., 1979–1980. Т. 1–5; Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1979–1981. Т. 1–3.

Лит.: Гри­горь­ев К., Xандpос Б. Пав­лыш – про­дол­же­ние ле­ген­ды. М., 1976; Бо­ри­сов­ский А. М. В. А. Су­хо­млин­ский. М., 1985; Pод­ча­нин Е. Г., Зя­зюн И. А. Гу­ма­нист. Мыс­ли­тель. Пе­да­гог. Об идеа­лах В. А. Су­хо­млин­ско­го. М., 1991; Му­хин М. И. Гу­ма­низм пе­да­го­ги­ки В. А. Су­хо­млин­ско­го. М., 1994; Рын­дак В. Г. Уро­ки Су­хо­млин­ско­го. [2-е изд.]. М., 2003; она же. Учи­тель Су­хо­млин­ский: уро­ки на зав­тра. Орен­бург, 2008; Бо­гу­слав­ский М. В. В. А. Су­хо­млин­ский: уро­ки ра­до­сти по­зна­ния. М.; Тверь, 2005.

Вернуться к началу