Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХОДО́ЛЬСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 468-469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: B. M. Шетеля

СУХОДО́ЛЬСКИЙ (Suchodolski) Бо­гдан (27.12.1903, Со­сно­вец – 2.10.1992, Вар­ша­ва), польск. пе­да­гог, фи­ло­соф, ис­то­рик нау­ки и куль­ту­ры, д. чл. Польск. АН (1952). Окон­чил Вар­шав­ский и Кра­ков­ский ун-ты (1921–25), изу­чал ис­то­рию лит-ры, фи­ло­со­фию и пе­да­го­ги­ку в Бер­лин­ском и Па­риж­ском ун-тах (1926–27). Пре­по­да­вал во Львов­ском (с 1938) и Вар­шав­ском (1946–70) ун-тах. Од­но­вре­мен­но в 1958–68 ди­рек­тор Ин-та пе­да­го­ги­ки, в 1958–74 пред. К-та пе­да­го­гич. и пси­хо­ло­гич. на­ук и зав. ка­би­не­том ис­то­рии нау­ки и тех­ни­ки Польск. АН. Воз­глав­лял (с 1982) Нац. со­вет по куль­ту­ре. Раз­ра­ба­ты­вал про­бле­мы лич­но­сти в об­ще­ст­ве и ис­то­рии. Сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию «вос­пи­та­ния для бу­ду­ще­го», со­глас­но ко­то­рой скры­тые воз­мож­но­сти боль­шо­го кол­лек­ти­ва и спо­соб­но­сти лич­но­сти, вхо­дя­щей в не­го, мож­но со­вер­шен­ст­во­вать пу­тём вклю­че­ния лю­дей в ак­тив­ную об­ществ., твор­че­скую, на­уч. и др. ви­ды дея­тель­но­сти. В 1970-х гг. про­ана­ли­зи­ро­вал сис­те­му об­ра­зо­ва­ния Поль­ши в 1918–69, в т. ч. про­бле­мы за­ви­си­мо­сти об­ра­зо­ва­ния от ис­то­рич. и об­ществ.-по­ли­тич. со­бы­тий. Осо­бо вы­де­лил роль Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии. Стре­мил­ся ос­мыс­лить при­ро­ду че­ло­ве­ка как твор­ца и ре­зуль­та­та раз­ви­тия куль­ту­ры, его тео­ре­ти­ко-по­зна­ват. воз­мож­но­сти и спо­соб­но­сти, био­ло­гич. и со­ци­аль­ные фак­то­ры раз­ви­тия и т. д. В 1980-х гг. ос­ве­щал во­про­сы вос­пи­та­ния в ду­хе ми­ра («Вос­пи­та­ние для ми­ра» – «Wychowanie dla po­koju», 1983).

Соч.: Edukacja narodu. 1918–1968. Warsz., 1970; Komisja Edukacji Narodowej na tle roli oświaty w dziejowym rozwoju Polski. 2 wyd. Warsz., 1973; Nauka а świadomość społeczna. Wrocław, 1974; Kształt życia. Warsz., 1982; Kim jest człowiek? 4 wyd. Warsz., 1985; Roz­wa­żania o kulturze i przys­złości narodu. Szcze­cin, 1989.

Лит.: Сhmaj L. Prady i kierunki w pedagogice XX w. [Warsz., 1963]; Miller R. Inspira cje B. Suchodolskiego w dziedzinie rozwoju nauk pedagogisznych // Kwartalnik pedagogiczny. 1983. № 3–4; Röhrs H. Nachruf auf einen pädagogischen Humanisten: B. Suchodolski ging am 2. Oktober 1992 von uns // Pädagogik und Schulalltag. 1993. Jg. 48. № 1.

Вернуться к началу