СТОЮ́НИН
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТОЮ́НИН Владимир Яковлевич [16(28).12.1826, С.-Петербург – 4(16).11.1888, там же], рос. педагог, публицист. Окончив С.-Петерб. ун-т (1850), преподавал словесность в учебных заведениях С.-Петербурга. По инициативе С. организована (1862) Комиссия по упрощению орфографии рус. языка. Под влиянием общественно-педагогич. движения 1860-х гг. развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы, женского образования. Предложил (1860) проект бессословной гимназии с общеобразоват. курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высшей школе. Прервав из-за столкновения с «влиятельными особами» на неск. лет педагогич. деятельность, он возвращается к ней в 1881 в качестве преподавателя в частной женской гимназии, открытой его женой, М. Н. Стоюниной. С. – автор статей, посвящённых вопросам педагогики и истории нар. образования, историко-лит. и лит.-критич. статей и заметок (о А. С. Пушкине, А. С. Шишкове, Я. Б. Княжнине). Важное значение имеют его работы учебно-методич. характера: «О преподавании русской литературы» (1864; 5-е изд. 1898), «Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы (до новейшего периода)» (1869; 5-е изд. 1879), «Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным» (1869; 7-е изд. 1900) и др., оказавшие большое влияние на преподавательскую практику в дореволюц. школе.