Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКА́ТКИН

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 332

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

СКА́ТКИН Ми­ха­ил Ни­ко­лае­вич [29.7(11.8).1900, с. Коз­ло­во, ны­не Ко­на­ков­ско­го р-на Твер­ской обл. – 7.8.1991, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, д. чл. АПН СССР (1985). В 1920–30 ра­бо­тал на 1-й Опыт­ной стан­ции по нар. об­ра­зо­ва­нию Нар­ком­про­са РСФСР под рук. С. Т. Шац­ко­го; в 1925 там же окон­чил пе­да­го­гич. кур­сы. С 1930 вёл н.-и. ра­бо­ту в на­уч.-пе­да­го­гич. уч­ре­ж­де­ни­ях Мо­ск­вы, од­но­вре­мен­но пре­пода­вал в ву­зах (проф. с 1970). С 1945 в сис­те­ме АПН СССР (в 1945–47 учё­ный сек­ре­тарь). В 1920-е гг. за­ни­мал­ся ком­плекс­ным изу­че­ни­ем про­блем раз­ви­тия сель­ской шко­лы, во­про­са­ми обу­че­ния и вос­пи­та­ния кре­сть­ян­ских де­тей, обо­га­ще­ния ин­тел­лек­ту­аль­но­го со­дер­жа­ния их тру­да. В 1930–40-е гг. соз­дал учеб­но-ме­то­дич. ком­плекс по при­ро­до­ве­де­нию для на­чаль­ной шко­лы – ста­биль­ные учеб­ни­ки по ес­те­ст­во­зна­нию и ме­то­дич. по­со­бия для учи­те­лей, по­стро­ен­ные на меж­пред­мет­ной ос­но­ве, спо­соб­ст­вую­щие фор­ми­ро­ва­нию у уча­щих­ся це­ло­стно­го вос­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го ми­ра (св. 70 пе­ре­из­да­ний на раз­ных язы­ках). В 1950-е – 1-й пол. 1960-х гг. раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию по­ли­тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния (со­дер­жа­ние, фор­мы и ме­то­ды обу­че­ния). На про­тя­же­нии 2-й пол. 1960-х – 1-й пол. 1970-х гг. совм. с И. Я. Лер­не­ром сфор­му­ли­ро­вал и обос­но­вал ди­дак­тич. кон­цеп­цию со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния, клас­си­фи­ка­цию прин­ци­пов и ме­то­дов обу­че­ния. В 1976–91 осу­ще­ст­вил обоб­щаю­щие ис­сле­до­ва­ния по пе­да­го­гич. про­гно­зи­ро­ва­нию, фи­ло­со­фии, тео­рии и ме­то­до­ло­гии пе­да­го­ги­ки как нау­ки, оп­ре­де­ле­нию на­уч. ос­нов об­ра­зо­ва­ния.

Соч.: На­уч­ные ос­но­вы ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния ес­те­ст­во­зна­ния в на­чаль­ной шко­ле. М., 1946; Во­про­сы тео­рии по­строе­ния про­грамм в со­вет­ской шко­ле. М., 1949; О шко­ле бу­ду­ще­го. М., 1974; Про­бле­мы со­вре­мен­ной ди­дак­ти­ки. 2-е изд. M., 1984; Ме­то­до­ло­гия и ме­то­ди­ка пе­да­го­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 1986.

Лит.: Кра­ев­ский В. В. Три из­ме­ре­ния пе­да­го­ги­ки (к сто­ле­тию со дня ро­ж­де­ния М. Н. Скат­ки­на) // Ин­тер­нет-жур­нал «Эй­дос». 2003; М. Н. Скат­кин и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной пе­да­го­ги­ки. Орел, 2010; Бо­гу­слав­ский М. В. Пе­да­го­ги­ка, дли­ною в жизнь: К 110-ле­тию со дня ро­ж­де­ния М. Н. Скат­ки­на // Про­бле­мы со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ин­тер­нет-жур­нал РАО. 2010. № 4.

Вернуться к началу