Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНЕ́КТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: M. В. Кларин

СИНЕ́КТИКА (от греч. συνέχω – со­еди­нять, свя­зы­вать), ме­тод кол­лек­тив­ной твор­че­ской дея­тель­но­сти, ос­но­ван­ный на це­ле­на­прав­лен­ном ис­поль­зо­ва­нии ин­туи­тив­но-об­раз­но­го, ме­та­фо­ри­че­ско­го мыш­ле­ния уча­ст­ни­ков. При­ме­ня­ет­ся как при­ём ре­ше­ния слож­ных, в т. ч. тех­ни­ко-изо­бре­тательских, за­дач, в пе­да­го­гич. прак­ти­ке – для ре­ше­ния учеб­но-по­знават. за­дач, а так­же в це­лях обу­че­ния про­цес­су творч. по­ис­ка. Раз­ра­бо­та­на в 1950-х – нач. 1960-х гг. изо­бре­та­те­лем и пси­хо­ло­гом У. Гор­до­ном (1919–2003) и пси­хо­ло­гом Дж. М. Прин­сом (1918–2009; оба – США) на ос­но­ве ана­ли­за мно­го­числ. ау­дио­за­пи­сей груп­по­вой ге­не­ра­ции идей. Пер­во­на­чаль­но соз­да­ва­лась как ме­то­ди­ка сти­му­ли­ро­ва­ния творч., изо­бре­та­тель­ской ра­бо­ты при по­ис­ках ин­но­вац. ре­ше­ний про­блем в пром-сти и управ­ле­нии. Раз­ви­ва­лась как со­вме­ст­ная по­ис­ко­вая дея­тель­ность по ре­ше­нию про­блем экс­перт­ны­ми груп­па­ми с ис­поль­зо­ва­ни­ем до­га­док, сме­лых ги­по­тез (су­ма­сшед­ших идей) и ин­туи­тив­ных ре­ше­ний; в от­личие от моз­го­во­го штур­ма, С. учи­ты­ва­ла ме­ха­низ­мы взаи­мо­дей­ст­вия в груп­пе. В прак­ти­ке ор­га­ни­за­ций это оз­на­ча­ет со­вме­ст­ность по­ис­ка творч. ре­ше­ний, рас­пре­де­ле­ния за­дач, про­фи­лак­ти­ки кон­флик­тов.

С. ис­поль­зу­ет­ся в двух осн. ва­ри­ан­тах: ов­ла­де­ние но­вы­ми пред­став­ле­ния­ми (от не­из­вест­но­го – к из­вест­но­му) и вы­ра­бот­ка, соз­да­ние но­вых пред­став­ле­ний (от из­вест­но­го – к не­из­вест­но­му). В 1960-е гг. на ос­но­ве «про­мыш­лен­ной» мо­де­ли С. в США, а за­тем и в др. стра­нах ста­ли про­во­дить­ся экс­пе­ри­мен­ты по раз­ра­бот­ке её учеб­но­го ва­ри­ан­та (сво­его ро­да «аван­гард­но­го» ди­дак­тич. сред­ст­ва) в на­чаль­ной, сред­ней и выс­шей шко­ле. В ка­че­ст­ве субъ­ек­та по­зна­ния в С. вы­сту­па­ет не столь­ко отд. уча­щий­ся, сколь­ко вся груп­па. Назв. «С.» по­лу­чи­ла так­же соз­дан­ная (нач. 1950-х гг.) У. Гор­до­ном и Дж. М. Прин­сом кон­сал­тин­го­вая фир­ма («Synectics, Inc. = Synectics­world»), спе­циа­ли­зи­рую­щая­ся на раз­ра­бот­ке стра­те­гий раз­ви­тия, обу­че­ния ин­но­вац. мыш­ле­нию.

Лит.: Gordon W. J. J. Synectics, the development of creative capacity. N. Y., 1961; idem. The metaphorical way of learning and knowing. Camb. (Mass.), 1971; Prince G. M. The practice of creativity: A manual for dynamic group problem solving. N. Y., 1972; Кла­рин М. В. Ин­но­ва­ции в обу­че­нии: Ме­та­фо­ры и мо­де­ли. М., 1997; No­lan V. Whatever happened to sy­nectics? // Creativity and Innovation Manage­ment. 2003. Vol. 12. № 1; Joyce B., Weil M., Calhoun E. Models of teaching. 8th ed. Boston, 2009.

Вернуться к началу