Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОРО́КА-РОСИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 715

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

СОРО́КА-РОСИ́НСКИЙ Вик­тор Ни­ко­лае­вич [13(25).11.1882, Нов­го­род-Се­вер­ский, ны­не Чер­ни­гов­ской обл. – 4.10.1960, Ле­нин­град], рос. пе­да­гог. Окон­чив ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1906), изу­чал про­бле­мы пси­хо­ло­гии под рук. В. М. Бех­те­ре­ва и А. Ф. Ла­зур­ско­го в Во­ен.-мед. ака­де­мии. В 1920–1925 воз­глав­лял Пет­рогр. от­дел на­род­но-ин­ди­ви­ду­аль­но­го вос­пи­та­ния им. Ф. М. Дос­то­ев­ско­го для труд­но­вос­пи­туе­мых (бо­лее из­вест­ный как Шко­ла-ком­му­на им. Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, ШКИД), где соз­дал ори­ги­наль­ную сис­те­му вос­пи­та­ния труд­ных под­ро­ст­ков-си­рот на ос­но­ве раз­ви­тия их твор­че­ских спо­соб­но­стей. Сво­их вос­пи­тан­ни­ков от­но­сил к «суп­ра­норм­но­му-эн­до­ген­но­му ти­пу», т. е. к ода­рён­ным на­ту­рам, но с от­кло­не­ния­ми от нор­мы в ре­зуль­та­те спе­ци­фич. раз­ви­тия и осо­бо­го ду­шев­но­го и пси­хич. скла­да. Зна­чит. роль от­во­дил са­мо­вос­пи­та­нию («Пси­хо­ло­гия и са­мо­вос­пи­та­ние», 1907), ста­вя во­прос о соз­да­нии спец. нау­ки – ав­то­го­ги­ки, по­могаю­щей ка­ж­до­му че­ло­ве­ку раз­ви­вать свою ин­ди­ви­ду­аль­ность. Пред­ло­жил свое­об­раз­ную ти­по­ло­гию учи­те­лей: тео­ре­ти­ки, реа­ли­сты, ути­ли­та­ри­сты, ин­туи­ти­ви­сты (ар­ти­сты). Из-за рас­хо­ж­де­ния в пе­да­го­гич. взгля­дах с офиц. ин­стан­ция­ми вы­ну­ж­ден был по­ки­нуть ШКИД. Ис­сле­до­вал про­бле­мы соз­да­ния рус. шко­лы как нац. фе­но­ме­на. Со 2-й пол. 1930-х гг. за­ни­мал­ся во­про­са­ми ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния рус. язы­ка и лит-ры, в т. ч. в не­рус­ской шко­ле. Сфор­му­ли­ро­вал по­ло­же­ния о ти­пе дет­ской кни­ги (сти­ли­за­ция под при­ми­ти­визм, но в изящ­ной фор­ме; фо­ку­си­ро­ва­ние вни­ма­ния на дей­ст­ви­ях, осо­бен­но ге­рои­че­ских; по­каз силь­ных энер­гич­ных лич­но­стей; от­каз от нра­во­уче­ний и т. д.), не по­те­ряв­шие ак­ту­аль­но­сти для совр. прак­ти­ки из­да­ния дет­ской лит-ры.

Соч.: Пе­да­го­ги­че­ские со­чи­не­ния. М., 1991.

Лит.: Бе­лых Г., Пан­те­ле­ев Л. Рес­пуб­ли­ка ШКИД. М., 1927; Оль­хов­ский П., Ев­стафь­ев К. По­след­няя гим­на­зия. Л., 1930; Ка­бо Л. Жил на све­те учи­тель. М., 1970; Губ­ко А. Т. В. Н. Со­ро­ка-Ро­син­ский // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1982. № 6.

Вернуться к началу