Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕМЁНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Макаев

СЕМЁНОВ Дмит­рий Дмит­рие­вич [22.12.1834(3.1.1835), с. Оси­нов­ка Мо­ги­лёв­ской губ. – 8(21).3.1902, С.-Пе­тер­бург], рос. пе­да­гог, дея­тель нар. об­ра­зо­ва­ния. По окон­ча­нии пе­да­го­гич. кур­сов С.-Пе­терб. ун-та (1959) пре­по­да­вал в шко­лах, учи­ли­щах, гим­на­зи­ях. В 1870–78 ру­ко­во­дил Ку­бан­ской учи­тель­ской се­ми­на­ри­ей. С 1878 ди­рек­тор За­кав­каз­ской (Го­рий­ской) учи­тель­ской се­ми­на­рии, имев­шей рус., груз., арм. от­де­ле­ния. По ини­циа­ти­ве С. от­кры­то азерб. от­де­ле­ние, а так­же жен­ская про­гим­на­зия и жен­ские пе­да­го­гич. кур­сы в г. Го­ри. В 1883 вслед­ст­вие предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ний в «не­бла­го­на­дёж­но­сти» по­лу­чил от­став­ку. В том же го­ду из­бран ин­спек­то­ром на­чаль­ных учи­лищ С.-Пе­тер­бур­га и за­ни­мал эту долж­ность до кон­чи­ны. Пред­ло­жил кон­цеп­цию на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния, в ко­то­рой центр. ме­сто за­ни­ма­ло на­гляд­ное обу­че­ние. Раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку пре­по­да­ва­ния рус. язы­ка. Ав­тор ря­да учеб­ных книг по гео­гра­фии, от­ра­жав­ших «от­чиз­но­вед­че­ский» (крае­вед­че­ский) прин­цип пре­по­да­ва­ния, тру­дов по ис­то­рии про­све­ще­ния и пе­да­го­ги­ки в Рос­сии и Ев­ро­пе. В 1880–90-х гг. ре­дак­ти­ро­вал ж. «Дет­ское чте­ние».

Соч.: Опыт ди­дак­ти­че­ско­го ру­ко­во­дства к пре­по­да­ва­нию рус­ско­го язы­ка 9–11-лет­ним де­тям в шко­ле и до­ма по кни­ге «Дар сло­ва» и кар­ти­нам «Вре­ме­на го­да». 3-е изд. СПб., 1872; Оте­че­ст­во­ве­де­ние. СПб., 1864–1869. Вып. 1–5.

Лит.: Зи­ке­ев Н. В. Уче­ник и со­вре­мен­ник Ушин­ско­го Д. Д. Се­ме­нов // Уч. зап. Мос­ков­ского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1947. Т. 8; Ма­ка­ев В. В. Жизнь и пе­да­го­ги­че­ская дея­тель­ность Д. Д. Се­ме­но­ва. Тб., 1956.

Вернуться к началу