РЕА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, тип общего образования, основу которого, в отличие от классич. образования, составляли предметы естественно-математич. цикла; вместо древних языков изучались новые. Возникло в нач. 18 в. гл. обр. в Германии и России (см. в ст. Реальное училище). С особой силой движение за осуществление Р. о. развернулось с сер. 19 в., хотя идеи Р. о. высказывались ещё в 16–17 вв. На необходимость включения в школьные курсы практически полезных знаний указывали Я. А. Коменский, Дж. Локк, представители пиетизма и филантропизма, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. В кон. 19 в. теоретич. обоснованием Р. о. стала философия позитивизма, однако её педагогич. интерпретация на практике приводила к проповеди утилитаризма в обучении (Г. Спенсер и др.). Аналогичный подход к целям Р. о. проявляется в концепциях прагматистской педагогики (Дж. Дьюи и др.).
В России принципы Р. о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Офиц. оформление система Р. о. получила по Положению Мин-ва нар. просвещения 1839. Важным этапом в развитии Р. о. стала школьная реформа 1864, в ходе которой были учреждены 7-классные реальные гимназии. Распространению этого типа образования содействовали также создававшиеся с сер. 1890-х гг. коммерческие училища. В нач. 20 в. под давлением обществ. мнения «реалистам» было предоставлено право поступления на физико-математич. и мед. ф-ты университетов (со сдачей дополнит. экзамена по лат. яз.). В процессе формирования в 1920-х гг. в СССР единой трудовой школы реальные учебные заведения как тип общеобразоват. школы прекратили существование.