Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 288

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, тип об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, ос­но­ву ко­то­ро­го, в от­ли­чие от клас­сич. об­ра­зо­ва­ния, со­став­ля­ли пред­ме­ты ес­те­ст­вен­но-ма­те­ма­тич. цик­ла; вме­сто древ­них язы­ков изу­ча­лись но­вые. Воз­ник­ло в нач. 18 в. гл. обр. в Гер­ма­нии и Рос­сии (см. в ст. Ре­аль­ное учи­ли­ще). С осо­бой си­лой дви­же­ние за осу­ще­ст­в­ле­ние Р. о. раз­вер­ну­лось с сер. 19 в., хо­тя идеи Р. о. вы­ска­зы­ва­лись ещё в 16–17 вв. На не­об­хо­ди­мость вклю­че­ния в школь­ные кур­сы прак­ти­че­ски по­лез­ных зна­ний ука­зы­ва­ли Я. А. Ко­мен­ский, Дж. Локк, пред­ста­ви­те­ли пие­тиз­ма и фи­лан­тро­пиз­ма, Ж. Ж. Рус­со, Д. Дид­ро. В кон. 19 в. тео­ре­тич. обос­но­ва­ни­ем Р. о. ста­ла фи­ло­со­фия по­зи­ти­виз­ма, од­на­ко её пе­да­го­гич. ин­тер­пре­та­ция на прак­ти­ке при­во­ди­ла к про­по­ве­ди ути­ли­та­риз­ма в обу­че­нии (Г. Спен­сер и др.). Ана­ло­гич­ный под­ход к це­лям Р. о. про­яв­ля­ет­ся в кон­цеп­ци­ях праг­ма­ти­ст­ской пе­да­го­ги­ки (Дж. Дьюи и др.).

В Рос­сии прин­ци­пы Р. о. бы­ли за­ло­же­ны в эпо­ху ре­форм Пет­ра I. Офиц. оформ­ле­ние сис­те­ма Р. о. по­лу­чи­ла по По­ло­же­нию Мин-ва нар. про­све­ще­ния 1839. Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии Р. о. ста­ла школь­ная ре­фор­ма 1864, в хо­де ко­то­рой бы­ли уч­ре­ж­де­ны 7-класс­ные ре­аль­ные гим­на­зии. Рас­про­стра­не­нию это­го ти­па об­ра­зо­ва­ния со­дей­ст­во­ва­ли так­же соз­да­вав­шие­ся с сер. 1890-х гг. ком­мер­че­ские учи­ли­ща. В нач. 20 в. под дав­ле­ни­ем об­ществ. мне­ния «реа­ли­стам» бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во по­сту­п­ле­ния на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. и мед. ф-ты уни­вер­си­те­тов (со сда­чей до­пол­нит. эк­за­ме­на по лат. яз.). В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния в 1920-х гг. в СССР еди­ной тру­до­вой шко­лы ре­аль­ные учеб­ные за­ве­де­ния как тип об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние.

Вернуться к началу