Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 530-531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Боришанская

ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ, учеб­но-вос­пи­та­тель­ные за­ве­де­ния эле­мен­тар­но­го ти­па для на­се­ле­ния, от­но­ся­ще­го­ся к од­но­му цер­ков­но­му при­хо­ду. Воз­ник­ли в Зап. Ев­ро­пе в пе­ри­од ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Рас­про­стра­не­нию П. ш. спо­соб­ст­во­ва­ли ука­зы Кар­ла I Ве­ли­ко­го, по­ста­нов­ле­ния цер­ков­ных Со­бо­ров 529, 1179, 1215, а так­же под­держ­ка отд. цер­ков­ных дея­те­лей (канц­ле­ра со­бо­ра Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри Жа­на Жер­со­на, 1363–1429, и др.). Гл. цель – нрав­ст­вен­но-ре­лиг. вос­пи­та­ние, под­го­тов­ка кли­ри­ков, хо­ри­стов (на­зы­ва­лись так­же шко­ла­ми хо­ри­стов и певч. шко­ла­ми). В П. ш. обу­ча­ли так­же ос­но­вам гра­мот­но­сти. Осн. со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния – за­учи­ва­ние мо­литв (как пра­ви­ло, с го­ло­са), цер­ков­ное пе­ние, изу­че­ние лат. аз­бу­ки, чте­ние и пись­мо, ред­ко – счёт. В пе­ри­од позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья в не­ко­то­рых гор. П. ш. мог­ли изу­чать­ся пред­ме­ты три­виу­ма (лат. грам­ма­ти­ка, диа­лек­ти­ка, ри­то­ри­ка).

С раз­ви­ти­ем свет­ских школ П. ш. по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ли своё зна­че­ние низ­шей сту­пе­ни в об­ра­зо­ва­нии, их функ­ция све­лась в осн. к ре­лиг. вос­пи­та­нию и под­го­тов­ке свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

В Рос­сии П. ш. от­кры­ва­лись с 11 в., рас­про­стра­ни­лись по­сле Сто­гла­во­го со­бо­ра. Как часть об­ще­рос. сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния дей­ст­во­ва­ли с 1804 под назв. при­ход­ских учи­лищ.

Лит.: Спе­ран­ский Н. В. Очер­ки по ис­то­рии на­род­ной шко­лы в За­пад­ной Ев­ро­пе. М., 1896; Schöneberg H. Schulen: Geschichte des Unter­richts von der Antike bis zur neuesten Zeit. Fr./M., 1981.

Вернуться к началу