Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТЕРСО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 65

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Гачева

ПЕТЕРСО́Н Ни­ко­лай Пав­ло­вич [6(18).6.1844, дер. Ба­ра­нов­ка Крас­но­сло­бод­ско­го у. Пен­зен­ской губ., ны­не Крас­но­сло­бод­ско­го р-на Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия – 4.3.1919, г. Зве­ни­го­род­ка Ки­ев­ской губ., ны­не Чер­кас­ской обл., Ук­раи­на], рос. юрист, пе­да­гог, пуб­ли­цист, д. стат. сов. (1906). Дво­ря­нин. Отец М. Н. Пе­тер­со­на. Окон­чил Пен­зен­ский дво­рян­ский ин-т (1861). Учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. (1861, ос­та­вил учё­бу в свя­зи со сту­денч. волне­ния­ми) и мед. (1863–64) ф-тах Моск. ун-та. В 1862–63 по при­гла­ше­нию Л. Н. Тол­сто­го пре­по­да­вал в Го­лов­лин­ской и Пле­ха­нов­ской нар. шко­лах в Яс­ной По­ля­не. В 1863 в Мо­ск­ве сбли­зил­ся с ишу­тин­ца­ми. В 1866 при­вле­чён по де­лу о по­ку­ше­нии Д. В. Ка­ра­ко­зо­ва на имп. Алек­сан­д­ра II, в ию­ле пре­дан Вер­хов­но­му уго­лов­но­му су­ду за не­до­не­се­ние пра­ви­тель­ст­ву об ук­ры­ва­тель­ст­ве гос. пре­ступ­ни­ка, неск. ме­ся­цев на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти. Пом. биб­лио­те­ка­ря Черт­ков­ской б-ки в Мо­ск­ве (1867–69), сек­ре­тарь съез­да ми­ро­вых су­дей Спас­ско­го у. Там­бов­ской губ. (1869–70) и Ке­рен­ско­го у. Пен­зен­ской губ. (1870–91). Гор. су­дья в г. Мок­шан (1891–94) и в Во­ро­не­же (1894–99). Чл. Ас­ха­бад­ско­го (1899–1904), Вер­нен­ско­го (1904–12) и Ря­зан­ско­го (1912–18) ок­руж­ных су­дов.

В ста­тьях о сво­ей учи­тель­ской ра­бо­те (ж. «Яс­ная По­ля­на», 1862, № 6, 10) под­дер­жи­вал мне­ние Тол­стого о том, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния дол­жен быть прин­цип «со­вер­шен­ной сво­бо­ды де­тей», прин­цип при­нуж­де­ния до­пус­кал­ся лишь при ус­ло­вии аб­со­лют­но­го до­ве­рия меж­ду учи­те­ля­ми и уче­ни­ка­ми.

В 1864 в Бо­го­род­ске (ны­не Но­гинск) П. по­зна­ко­мил­ся с Н. Ф. Фё­до­ро­вым, стал его дру­гом и по­пу­ля­ри­за­то­ром его взгля­дов (со­хра­ни­лась их пе­ре­пис­ка за 1873–1902, опубл. в кн.: Фе­до­ров Н. Ф. Со­б­ра­ние соч. М., 2005. Т. 4). Осо­бое зна­че­ние для П. име­ла гл. идея Фё­до­ро­ва – пре­одо­леть про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду на­уч. зна­ни­ем и ре­лиг. ве­рой, ме­ж­ду ду­хов­ным и свет­ским об­ра­зо­ва­ни­ем. С этих по­зи­ций П. пе­ре­смот­рел своё от­но­ше­ние к пе­да­го­гич. сис­те­ме Тол­сто­го, ус­мот­рев её гл. не­дос­та­ток в от­сут­ст­вии хри­сти­ан­ской ус­та­нов­ки. В 1873 об­ра­тил­ся к Ке­рен­ско­му уезд­но­му зем­ско­му со­б­ра­нию с про­ек­том уст­рой­ст­ва при шко­лах уез­да ме­тео­ро­ло­гич. стан­ций, на ко­то­рых учи­те­ля совм. с уче­ни­ка­ми мог­ли бы про­во­дить на­блю­де­ния (по­доб­ную стан­цию П. уст­ро­ил при на­хо­див­шей­ся в его ве­де­нии Ке­рен­ской пуб­лич­ной б-ке). Бу­ду­чи ста­рос­той ц. По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ке­рен­ске, П. ку­ри­ро­вал при­ход­скую шко­лу и боль­ни­цу; стре­мил­ся во­пло­тить мыс­ли Фё­до­ро­ва о цель­ном об­ра­зо­ва­нии, не­от­де­ли­мом от мо­лит­вы, тру­да и ис­сле­до­ва­ния.

Рас­смат­ри­вая раз­ви­тие нар. об­ра­зо­вания в Тур­ке­стан­ском ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­ве (ста­тьи 1899–1901 в газ. «Ас­ха­бад», в т. ч. «К ис­то­рии на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в Тур­ке­стан­ском крае» // 1899, № 290, 303, 332; и др.), П. свя­зы­вал его с про­бле­мой ду­хов­ной мис­сии Рос­сии в Азии. П. сыг­рал важ­ную роль в соз­да­нии в Ас­ха­ба­де (ны­не Аш­ха­бад) За­кас­пий­ско­го круж­ка лю­би­те­лей ар­хео­ло­гии и ис­то­рии Вос­то­ка (ус­тав ут­вер­ждён в 1903). В 1909 от­крыл на ок­раи­не г. Вер­ный (ны­не Ал­ма-Ата) на­чаль­ную шко­лу при стро­ив­шей­ся ц. Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сам вёл в ней за­ня­тия.

Важ­ная те­ма пуб­ли­ци­сти­ки П. 1900–1910-х гг. – во­прос о ро­ли хри­сти­ан­ст­ва и Церк­ви в ми­ре. Раз­ви­вал пред­став­ле­ние об ис­то­рии как о бо­го­че­ло­ве­че­ской «ра­бо­те спа­се­ния», о не­раз­рыв­но­сти лич­но­го ду­хов­но­го под­ви­га и об­ществ. де­ла, под­чёр­ки­вал ре­лиг. зна­че­ние имп. вла­сти и лич­но­сти са­мо­держ­ца – «во­ди­те­ля на­ро­да пу­тя­ми прав­ды». По­ле­ми­зи­ро­вал с кн. Е. Н. Тру­бец­ким (1913) и С. А. Го­ло­ва­нен­ко (1915–16) по по­во­ду вос­при­ятия идей Н. Ф. Фё­до­ро­ва. В 1918 об­ра­тил­ся с пись­мом к пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну и По­ме­ст­но­му со­бо­ру РПЦ 1917–18 с прось­бой рас­смот­реть со­став­лен­ную им на ос­но­ве воз­зре­ний Фё­до­ро­ва за­мет­ку «Что та­кое пра­во­сла­вие?».

Под­го­то­вил к пе­ча­ти и из­дал (совм. с В. А. Ко­жев­ни­ко­вым) тру­ды Н. Ф. Фёдо­ро­ва (т. 1–2, 1906–13). Ав­тор вос­по­ми­на­ний (не опубл.). Лич­ный фонд П. хра­нит­ся в От­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ.

Соч.: Н. Ф. Фе­до­ров и его кни­га «Фи­ло­со­фия об­ще­го де­ла» в про­ти­во­по­лож­ность уче­нию Л. Н. Тол­сто­го «о не­про­тив­ле­нии» и дру­гим иде­ям на­ше­го вре­ме­ни. Вер­ный, 1912; О ре­ли­ги­оз­ном ха­рак­те­ре уче­ния Н. Ф. Фе­до­ро­ва. М., 1915; Как соз­дать на­цио­наль­ную шко­лу? // Мис­сио­нер­ский сбор­ник. 1916. № 12; Хри­сти­ан­ст­во Н. Ф. Фе­до­ро­ва, ав­то­ра фи­ло­со­фии Об­ще­го Де­ла // Бо­го­слов­ский вест­ник. 1916. № 1.

Лит.: Са­вин О. М. Жи­вая па­мять. Са­ранск, 1981; Про­ску­рин В. Н. Вер­нен­ский книж­ник // Про­стор. 1982. № 4; он же. Вер­ный, 1906 год – кни­га фи­ло­со­фа Фе­до­ро­ва. А.-А., 1989; Hagemeister M. N. Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Münch., 1989; Се­ме­но­ва С. Г. Н. Фе­до­ров. Твор­че­ст­во жиз­ни. M., 1990; Га­че­ва А. Г. Жить и быть хри­стиа­ни­ном (Н. П. Пе­тер­сон) // Биб­лио­гра­фия. 1995. № 2; Н. Ф. Фе­до­ров и его во­ро­неж­ское ок­ру­же­ние (1894–1901). Во­ро­неж, 1998.

Вернуться к началу