Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото А. И. Нагаева Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Москва.

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т име­ни П. Г. Ше­ла­пу­ти­на, выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние в Рос­сии. От­крыт в Мо­ск­ве в 1911 на сред­ст­ва про­мыш­лен­ни­ка П. Г. Ше­ла­пу­ти­на по вы­со­чай­ше ут­вер­ждён­но­му про­ек­ту, пред­став­лен­но­му мин. нар. про­све­ще­ния А. Н. Швар­цем. Со­сто­ял в ве­де­нии Мин-ва нар. просвещения, под­чи­нял­ся по­пе­чи­те­лю Моск. учеб­но­го ок­ру­га. Управ­ле­ние ин-том осу­ще­ст­в­ля­лось ди­рек­то­ром, прав­ле­ни­ем и пе­да­го­гич. со­ве­том при уча­стии поч. по­пе­чи­те­ля. В 1916 по пред­став­ле­нию ди­рек­то­ра А. Н. Ясин­ско­го бы­ло раз­ра­бо­та­но По­ло­же­ние, ре­гу­ли­ро­вав­шее дея­тель­ность ин-та. При­ни­ма­лись юно­ши, окон­чив­шие курс в од­ном из ву­зов; срок обу­че­ния 2 го­да. Ин-т со­сто­ял из от­де­ле­ний: рус. язы­ка и сло­вес­но­сти; древ­них язы­ков; рус. и все­об­щей ис­то­рии; ма­те­ма­ти­ки, фи­зи­ки и кос­мо­гра­фии; ес­те­ст­во­зна­ния; хи­мии и гео­гра­фии. За­ня­тия де­ли­лись на об­щие для всех слу­ша­те­лей и спе­ци­аль­ные – по отд. пред­ме­там сред­ней шко­лы. Изу­чал­ся срав­ни­тель­но ши­ро­кий круг пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. и фи­лос. на­ук: ло­ги­ка, об­щая и пе­да­го­гич. пси­хо­ло­гия, об­щая пе­да­го­ги­ка и ис­то­рия пе­да­го­ги­ки, школь­ная ги­гие­на, ча­ст­ные ме­то­ди­ки. Пре­по­да­ва­лись так­же фи­зич. уп­раж­не­ния и фа­куль­та­тив­но – му­зы­ка и пе­ние. В со­ста­ве ин-та был пе­да­го­гич. му­зей. Осн. ба­зой учеб­но-прак­тич. ра­бо­ты сту­ден­тов яв­ля­лись гим­на­зия им. Г. П. Ше­ла­пу­ти­на и ре­аль­ное уч-ще им. А. П. Ше­ла­пу­ти­на при П. и. Ори­ги­наль­ной фор­мой взаи­мо­дей­ст­вия учеб­но­го за­ве­де­ния с окончив­ши­ми его вос­пи­тан­ни­ка­ми бы­ли еже­год­ные пе­да­го­гич. съез­ды (1914, 1915 и 1916). До 1917 ин-т имел 4 вы­пус­ка (все­го 95 чел.). Сре­ди вы­пу­ск­ни­ков – вид­ные учёные-пе­да­го­ги, про­фес­со­ра И. К. Ан­д­ро­нов, В. И. Ле­бе­дев, И. В. Ус­ти­нов. В 1912–16 вы­хо­ди­ли «Из­вес­тия» ин-та под ред. А. Н. Ясин­ско­го (все­го 7 вы­пус­ков). В 1919 на ба­зе ин-та соз­да­на Ака­де­мия нар. об­ра­зо­ва­ния, в даль­ней­шем пре­об­ра­зо­ван­ная в Ака­де­мию ком­му­ни­стич. вос­пи­та­ния им. Н. К. Круп­ской (с 1934 в Ле­нин­гра­де, в 1935 пре­об­ра­зо­ва­на в Ком­му­ни­стич. пе­да­го­гич. ин-т им. Н. К. Круп­ской, в 1942 объ­е­ди­не­на с Пе­да­го­гич. ин-том им. А. И. Гер­це­на, ны­не Рос­сий­ский го­су­дар­ст­вен­ный пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет име­ни А. И. Гер­це­на).

Лит.: За­кон о Пе­да­го­ги­че­ском ин­сти­ту­те им. П. Г. Ше­ла­пу­ти­на в г. Мо­ск­ве. М., 1913; Про­ект по­ло­же­ния о Выс­шем пе­да­го­ги­че­ском ин­сти­ту­те им. П. Г. Ше­ла­пу­ти­на в г. Мо­ск­ве... . М., 1916; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР: Ко­нец XIX – на­ча­ло XX в. М., 1991.

Вернуться к началу